Белорусский винил. Часть 1

Белорусские музыканты, как и их западные коллеги, снова стали выпускать свои альбомы на виниловых пластинках — мода возвращается. Ultra-Music вспоминает, кто в Беларуси выпускал винилы. В первой части статьи экскурса — пластинки советских времён.

Песняры «Песняры»

Песняры «Песняры» (1971)

Наверное, первой группой из Беларуси, напечатавшей свою пластинку на студии «Мелодия» стали «Песняры». Коллектив под управлением Владимира Георгиевича Мулявина свой первый альбом, озаглавленный просто «Песняры» и часто упоминавшийся в дискографии как «Ты мне вясною прыснілася», выпустил весной 1971 года. Все песни были записаны за две смены, то есть за 8 часов: сначала весь инструментал, а затем — вокальные партии. Альбом пережил ряд изданий: первая пластинка имела синюю этикетку и flipback cover, вышедший в нескольких редакциях моновариант отличался зеркально перевёрнутым изображением обложки, а один из стерео тиражей был выпущен с чёрной этикеткой и серебристыми буквами. Существовала также экспортная версия с иной обложкой. «Руководитель „Песняров“ Владимир Мулявин — яркий музыкант-виртуоз с очень своеобразным музыкальным почерком, оригинальные, самобытные аранжировки которого во многом определяют направленность ансамбля», — с такой аннотацией вышла одна из версий альбома группы. Пластинка принесла успех «Песнярам», продолжением феноменальной по тем временам карьеры стали ещё шесть виниловых альбомов, переживших десятки, если не сотни различных изданий. А в 1978 году на американской фирме United Artists вышла пластинка «Pesniary Vocal and Instrumental Music from USSR», ставшая копией второго альбома группы (первая композиция — «Алеся»).

Сябры «Всем на планете»

Сябры «Всем на планете» (1978)

Другой популярный в Советском Союзе белорусский вокально-инструментальный ансамбль, выпустивший грампластинку на «Мелодии», — «Сябры». Заслуженный коллектив Республики Беларусь был создан в 1972 году при Гомельской филармонии, а свой первый альбом выпустил в 1978 году. Выходу пластинки «Всем на планете» предшествовал сингл «Кася», который был издан на гибкой пластинке и включал три песни. В полноформатный альбом вошли 9 композиций, среди которых была песня Александры Пахмутовой «Гимн Земле». Она была предложена руководителю коллектива Валентину Бадьярову лидером «Песняров» Владимиром Мулявиным и предназначалась для выступления коллектива в 1977 году на Всесоюзном конкурсе советской песни, посвящённом 60-летию Октября. С этой песней «Сябры» стали лауреатами, заняв третье место, и сам «Гимн Земле» также был удостоен звания лауреата в категории новых песен. Но настоящий успех к ВИА пришёл немного позже, когда коллектив исполнил песню «Девушка из Полесья», известную позже как «Алеся». Её премьера состоялась в 1978 году на Центральном Телевидении в передаче «Шире круг». В 1980 году вышел второй гранд-винил группы «Ты — одна любовь», в который вошла и «Девушка из Полесья».

Верасы «Наша дискотека»

Верасы «Наша дискотека» (1980)

ВИА «Верасы», созданный в 1971 году как ансамбль политической песни при Белорусской государственной филармонии, свои первые записи на грампластинках выпустил ещё в 1975 году. В советские времена многие печатные издания имели приложение в виде пластинок. Такой приятный бонус был и у журнала «Кругозор», издававшегося полумиллионными тиражом. Одним из героев восьмого номера журнала в 1975 году стали «Верасы», а песни «Колыбельная» и «Даёшь Амур, даёшь Байкал» в их исполнении вошли на гибкую пластинку в приложении к журналу. Тогда же «Мелодия» издала первые два миньона группы, в которые вошло по три песни. В 1976 году «Верасы» получили приз на Международном фестивале политической песни «Ален Мак» в Болгарии, а выступление группы было записано на диск «Краски мира» и издано болгарской фирмой грамзаписи «Балкантон». Но популярной группа стала после выхода первого диска-гиганта «Наша дискотека», выпущенного в 1980 году. Известно, что только первый тираж Апрелевского завода грампластинок составлял 90 тысяч экземпляров. Параллельно с другим оформлением пластинки вышли на Ленинградском и Ташкентском заводах. Всего же существует как минимум шесть изданий «Нашей дискотеки», и можно с уверенностью сказать, что песню «Малиновки заслышав голосок» пел весь Советский Союз. «Когда я первый раз показывал „Малиновку“ и говорил, что будем её петь, жена стала меня стыдить: „Мы что, опустимся до такого уровня? Будем перед всей страной такую песню убогую петь?“ — со смехом вспоминал потом руководитель ансамбля Василий Раинчик. — Но я уже тогда был диктатором, сказал, что будем петь — и всё. И сказал, что завтра эту песню будут петь все. Доказать не мог, но интуитивно чувствовал».

Сузор'е «Сентябрьская река»

Сузор’е «Сентябрьская река» (1988)

Судьба группы «Сузор’е» весьма интересна. В 1977 году коллектив был создан при одноимённом комсомольско-молодёжном кафе в Минске. Спустя четыре года группа вошла в состав Белорусской государственной филармонии, но вскоре была расформирована. В 1986 году «Сузор’е» возродилось и вновь стало выступать. К тому времени за плечами музыкантов была армия поклонников, первый в истории белорусской рок-музыки магнитоальбом «Рок-терапия» (1984) и многочисленные концерты по всему Союзу. «В 1981 году в Минске „Машина времени“ давала аншлаговый концерт на самой крупной тогда концертной площадке страны — во Дворце спорта. Несколько месяцев спустя на этой же площадке аншлаговый концерт давала группа „Сузор’е“. Песни „Старый мост“, „Капитан“, „Весенний день“ распевались молодёжью с такой же охотой, как и хиты „машиновременевской“ выделки», — через много лет будет вспоминать журналист и организатор концертов Юрий Цыбин. Несмотря на изменения в составе группы и постоянные проблемы с чиновниками, в 1988 году «Сузор’е» издаёт свой первый и, к сожалению, последний винил — «Сентябрьская река». Пластинка пользовалась бешеной популярностью и дважды переиздавалась. Но «Сузор’е» не смогло развить свой успех. Группа прекратила своё существование в 1991 году.

Хіт-парад «Беларускай маладзёжнай»

Хіт-парад «Беларускай маладзёжнай» (1990)

С закатом Советского союза начался и закат эстрадной музыки. На первые роли вышли рок-музыканты. В Беларуси рок можно было услышать только в эфире радиостанции «Беларуская маладзёжная». Именно редакция БМ первой в белорусском радиопространстве начала осваивать работу в прямом эфире, где обсуждались самые острые темы, и первой организовала радийный хит-парад. «Это список популярности, составленный методом опроса радиослушателей. Наш хит-парад — песенный, а не специализированный на одном или нескольких музыкальных стилях, направлениях. Наравне участвуют в нём эстрада, рок и даже отдельные представители авторской песни», — комментировал идею первого белорусского чарта Виталий Семашко, ведущий передачи. Хит-парад был создан в 1989 году и в первый же год существования стал одной из самых популярных передач белорусского радио. Через год редакция радиостанции смогла добиться издания лучших песен по итогам года на пластинке на «Мелодии». «Хіт-парад „Беларускай маладзёжнай“» вышел в двух частях. Некоторые группы с того трек-листа долгие годы были на слуху — «Бонда», «Мясцовы час», «Зарціпо», «Мроя», Ulis, «Сузор’е», про другие — «Цячэнне», «Тутэйшыя хлопцы», «Залатая сярэдзіна» — забыли довольно быстро.

Мроя «Дваццаць восьмая зорка»

Мроя «Дваццаць восьмая зорка» (1990)

Одной из самых популярных белорусских рок-групп при СССР стала «Мроя». К концу 80-ых группа уже записала три альбома — «Стары храм», «Зрок» и «Студыя БМ», но в 1989 году произошло знаковое событие. В тот год проходили Дни белорусской культуры в России, и гигант звукозаписи «Мелодия» готовил к изданию несколько белорусских пластинок. Но чьи альбомы тиражировать на тот момент в Москве, ещё не решили. В это время журналисты Витовт Мартыненко и Анатолий Мельгуй пишут письмо на «Мелодию» и предлагают выпустить записи «Мроі» и Ulis. Письмо приходит вовремя, и принимается историческое для музыкантов решение. «Мроя» записывает альбом «Дваццаць восьмая зорка» на передвижной студии MCI, которую специально пригоняют в Минск. Запись проходила зимой в сильный мороз. «Нас заставляли всё время пить. Хорошо, что хоть не во время записи, а после. Был там звукорежиссёр Борис Натанович Штильман. Он мало пил. Позже его заменил Витя Глазков — тоже адекватный человек. Алкоголизмом заведовал техник. И нет, чтоб принёс ему — и пусть сам пьёт. Обязательно нужно было с ним сидеть и пить, иначе назавтра вообще можно ничего не записать», — делился воспоминаниями Лявон Вольский в книге «Іх Мроя. Іх N.R.M.». С таким героизмом группа за пять или шесть дней записала восемь песен, среди которых и главный хит «Я — рок-музыкант». Обложку пластинки оформили в «пинкфлойдовских» традициях: Вольский и Демидович сделали из пластилина лица участников группы, обернули папье-маше и сфотографировали. «Дваццаць восьмая зорка» вышла в 1990 году, а первый тираж пластинки составил две тысячи экземпляров и продавался во всех магазинах. Окончательного тиража не знает никто: допечатывались пластинки ещё не единожды. «Мроя» просуществовала ещё четыре года и дала свой последний концерт 1 сентября 1994 года на фестивале «Рок па вакацыях». Вскоре на её осколках появится «Незалежная Рэспубліка Мроя» — N.R.M.

Ulis «Чужаніца»

Ulis «Чужаніца» (1991)

Ulis стал первой белорусской рок-группой, пробившейся со своей музыкой за рушившийся и наконец упавший железный занавес. Концерты в Польше, Германии, Великобритании… «С особым чувством вспоминаю первую поездку в Германию и концерт в клубе в городе Аугсбург. Клуб был полон, мы выступали перед слушателями с большим успехом. И мне казалось, что всё это нереально, происходит не со мной», — скажет через годы Слава Корень. В 1989 году благодаря помощи друзей Ulis приезжает на несколько дней в польский город Ольштын для записи своего первого альбома «Чужаніца». Работа проходит на студии Ришарда Шмита, который также записывал Vader, Maanam, Budka Suflera и другие известные группы и не единожды признавался лучшим звукорежиссёром Польши. За три дня Ulis записывает 11 треков, лишь восемь из которых в итоге попадают на первую пластинку группы. Впрочем, и сама пластинка появилась не сразу. Уже после того, как «Чужаніца» разошлась самиздатом на кассетах, после того, как был записан второй альбом «Краіна доўгай белай хмары», «Мелодия» всё-таки выпустила винил. Произошло это в 1991 году, спустя полгода после того, как на виниле в Польше на лейбле Polskie Nagrania вышла «Краіна доўгай белай хмары». Правда, второй альбом стал ещё большим раритетом: дистрибьюцией всего тиража занимались немцы, а весь сбор от его продажи пошёл в фонд помощи жертвам чернобыльской трагедии. Что касается «Чужаніцы», то запоминающийся вокал Андрея Патрея, мастерство Славы Кореня, поэтический талант Феликса Аксёнцева вкупе с красивыми мелодиями сделали альбом одним из главных релизов в истории белорусской музыки. «„Чужаніца“ для многих остаётся лучшим рок-произведением: как первая любовь, как первое слово, которое скажет твой ребёнок», — напишет позже Адам Глобус.

Автор: / Ultra-Music

Группы: , , , , ,

Комментарии: 22