Дмитрий Безкоровайный: «2003–2013 — ещё 5 поводов для пьянки»

Накануне своего 10-летия и праздничного концерта «УМопомрачение» Ultra-Music предложил неравнодушным людям поразмышлять, что произошло в белорусской музыке за последние 10 лет.

Дмитрий Безкоровайный

Дмитрий Безкоровайный, журналист, пиарщик, руководитель проекта

Всё великое видится на расстоянии, а история имеет свойство повторяться. Понять изменения за 10 лет (а уж тем более заглянуть в будущее) невозможно, не проанализировав сам старт — 2003 год. Чем он жил, дышал, звучал и что стало со всем этим потом.

1. Группа N.R.M. в последний раз стала лидером продаж

Бестселлером 2003 стал альбом «Дом культуры» — это, вероятно, был пик коммерческого успеха коллектива, который таким образом продолжил волну проекта «Тры чарапахі» (2000). Сам по себе диск «Дом культуры» не стал вехой, но зато подарил публике одну из лучших песен N.R.M. «Лёгкія-лёгкія», написанную Лявоном Вольским в память об умершем отце.

Что дальше: Группа сохраняла боеспособность до конца 00-х, пока внутри неё не возросло напряжение из-за авторских прав и отчислений (большинство песен писал Вольский, но подписывались они коллективом и деньги чаще всего делились на всех), что привело к отдалению его от группы, а затем и разрыву (2011). N.R.M. теперь играет без Вольского, а Вольский поёт те же самые хиты без N.R.M.

Ощущения: Все счастливы, но слушать нынешний N.R.M. невозможно.

2. Вышла песня «Госці»

Да, снова Вольский. После эстетского, но имевшего лишь нишевой успех «Застольного альбома» (2002) продюсер «Крамбамбулі» Аня Вольская сделала ход конём — договорилась записать сингл с Сергеем Михалком. Макси-сингл постепенно дорос до альбома «Каралі раёну», в котором также поучаствовал Александр Куллинкович. Диск был выпущен в июне 2003, песня «Госці» мгновенно стала хитом (как потом выяснится — главным в активе коллектива и одним из главных в 10-летии), а уже осенью группа собрала КЗ «Минск» и вышла на заветный рынок корпоративов.

Что дальше: В начале 2005 «Крамбамбулю» залихорадило — первая волна чёрных списков, не слишком внятный альбом «Святочная» (2007), полная смена состава в 2008–2009 (говорят, что Лявон уволил гитариста/соавтора/аранжировщика Сергея Кононовича по электронной почте). Но перетасовка не сильно помогла: ни одного громкого хита со времён «Турысты» (2004) у группы так и не появилось.

Ощущения: Знать бы, откуда берутся хиты.

3. «Ляпис Трубецкой» поменял формат

Немного лукавят те, кто говорит о том, что «Ляписы» стали другими только в 2007 году. Смену формата впервые обозначил вышедший в мае 2003 концептуальный 40-минутный макси-сингл «Чырвоны кальсоны» — пронзительная песня «Ласточки» и серия дабовых/трип-хоповых ремиксов к ней, которые и сейчас звучат очень даже зачётно.

Что дальше: В 2004 году вышел альбом «Золотые яйцы», где, несмотря на поп-синглы «Раинька» и «Почтальоны», всё сильнее ощущалось влияние ска, панка и регги. Но полноценную ставку на эту стилистику группа решилась сделать только в 2007 году на альбоме «Капитал». А дальше вы сами знаете.

Ощущения: До сих пор непонятно, как Михалок на это решился.

4. Змитер Войтюшкевич придумал «белорусский шансон»

Змитер Войтюшкевич в 2002 году официально ушел из группы Kriwi — одного из самых популярных на тот момент белорусских коллективов. Выпущенный в тот же год фолковый сольник «Балады» был прекрасен, но чересчур мрачен. А вот вышедшая осенью 2003 работа «Паравіны году» на стихи известного барда Алеся Камоцкого была неожиданным попаданием в яблочко — своими простыми, но эффектными аранжировками и проникновенным исполнением Змитер превратил белорусскоязычную бардовскую лирику в мегахиты, на которые пошёл зритель, причём возрастной и белорусским языком ранее особо не интересовавшийся.

Что дальше: Войтюшкевич продолжил выполнять работу Министерства культуры, записав с десяток альбомов на стихи различных белорусских поэтов, параллельно отвлекаясь на японцев, шведов и поляков. Запреты периодически загоняют его в подполье (один из двух артистов, попавших под оба запрета), но он всё равно ездит, поёт, играет, сочиняет, а также строит и растит.

Ощущения: Настоящий народный артист.

5. Проценты на радио

Впрочем, главное музыкальное событие 2003 — введение 1 июля 50% нормы белорусской музыки на радио. Что бы мы ни думали про эту норму сейчас, но именно с неё начался резкий рост интереса к отечественным артистам как категории — от эстрадной попсы до мэйнстримового рока и нишевых стилей, включая ту же «Крамбамбулю», J:морс, Войтюшкевича. Казавшийся до этого пределом мечтаний аншлаг в КЗ «Минск» вскоре стал для белорусских артистов обыденным делом.

Что дальше: С 2005 года 50% превратились во всё более строго регламентируемые 75% и радиостанциям стало всё сложнее удерживать слушателя. К тому же параллельно набирал ход широкополосный интернет, и к концу 00-х роль радиостанций в продвижении новой музыки заметно ослабла, а белорусский формат все стали тихо ненавидеть — от рядовых слушателей до самих радиостанций.

Ощущения: Забыли отключить допинг.

P.S. Было бы интересно знать, что из 2013 вспомнят в 2023-м… Эра эпохальных событий прошла или просто надо подождать, чтобы их рассмотреть?

Автор: Дмитрий Безкоровайный

Фото: Юра Сідун (generation.by)