Современная музыка Конго: «Baloji — I’m Goin’ Home»

Демократическая республика Конго — одна из крупнейших стран мира, обладающая значительным запасом природных ресурсов. При этом она входит в число беднейших стран и пережила две масштабные гражданские войны (впоследствии названные 1-й и 2-й мировыми африканскими войнами из-за количества вовлечённых в конфликт стран). Конго представляет собой квинтэссенцию всей «Чёрной Африки» — знающие люди утверждают, что, если вы хотите за раз увидеть всю Африку, достаточно посетить Конго.

Очевидно, что в музыкальном плане недра страны не менее богаты. В первую очередь Конго известно музыкальным жанром soukous. Это африканская интерпретация румбы, возникшая на рубеже 30-х и 40-х годов. В 80-е годы данное танцевальное направление (а также его более быстрая версия, получившая название kwassa) распространилось по всему африканскому континенту. Ещё одним важным событием в истории музыки Конго можно назвать фестиваль в 1974 году, приуроченный к боксёрскому поединку Мохаммеда Али и Джорджа Формана, на котором выступило множество популярных на то время афроамериканских музыкантов, во главе с Джеймсом Брауном. Видеоматериалы о данном событие легли в основу фильма «Soul Power».

Сегодня многочисленных талантливых музыкантов привлекают в Конго большое количество западных продюсеров (так, летом 2011 года в Киншасе высадился масштабный десант во главе с небезызвестным Албарном). Это единственная возможность для местных групп быть услышанными за пределами своего региона. Чуть больше шансов пробиться в массы у музыкантов, оказавшихся вдали от родной страны, как в случае с бельгийско-конголезским рэпером Baloji.

Baloji в переводе с суахили означает «колдун». Вряд ли это то имя, которое принято давать детям в Конго. Отец будущего музыканта, крупный бизнесмен из города Лубумбаши (столица юго-восточной провинции Катанга), дал своему сыну такое имя в знак благодарности местному шаману, якобы излечившему его от некой хвори. Почти сразу после рождения Baloji отправляется со своей мачехой в бельгийский город Льеж — во многом похожий на его родной Лубумбаши промышленный центр Валлонии. Через пару лет его отец погиб во время погромов, спровоцированных правительством Заира.

В Бельгии Baloji ведет вполне обыденную эмигрантскую жизнь: тусуется с такими же детьми из неблагополучных эмигрантских семей, попадая периодически в полицию; будучи подростком, увлекается рэпом и организовывает одну из самых успешных местных хип-хоп команд Starflam; чуть было не оказывается депортированным, но в итоге всё же получает бельгийское гражданство. Но тут его настигает привет из африканского прошлого: юноша получает письмо от матери, которая каким-то образом узнала сына в клипе, увиденном на местном ТВ. Вопрос «как дела?» и без того зачастую ставит в тупик, а уж тем более когда он доносится из родной страны, в которой не приходилось бывать более 20 лет. Baloji подходит к ответу творчески, оформив его в виде целого сольного альбома под названием «Hotel Impala» (так назывался один из отелей, принадлежавших его отцу). Поездка на родину вышла не слишком удачной (молодой рэпер был явно далёк от образа успешного музыканта из далёкой и богатой Европы), однако вызвала в душе у эмигранта вопрос самоидентификации: «Ранее я не чувствовал себя конголезцем, теперь я уже не ощущал себя бельгийцем».

В 2008 году Baloji в компании звукорежиссёра Cyril Harrison и басиста Didier Likeng в очередной раз отправляется в Конго, чтобы перезаписать свой первый альбом с участием местных музыкантов, а в более широком смысле — найти своё место в культурном процессе родной страны. Запись проходила в полевых условиях, с использованием самодельных инструментов, без каких-либо эффектов, отчего вс` звучит честно и искренне. Отметились тут и живые классики соукуса Zaïko Langa-Langa, адепты конготроники Konono N°1 со своим лоу-файным электрическим звучанием самодельных инструментов ликембе, хор под названием La Grâce, а также ряд других музыкантов.

Вся эта «back to the roots» авантюра подарила нам один из самых ярких африканских альбомов последних лет «Kinshasa Succursale», включающий всё то, что только можно ожидать от этого термина в наши дни: от госпела к афробиту, от традиционных акустических фолк-мотивов к соулу, от конголезского соукуса к реггей и ска. Эклектичная пластинка, в которую аккуратно вплетён франкофонный рэп, что-то вроде нового трайбала. Широкой известности Baloji также поспособствовали появившиеся на youtube 2 мини-шедевра, клипа на песни «Le jour d’apres/ Siku ya baadaye» и «Karibu ya bintou» бельгийского режиссёрского дуэта Spike and Jones, снятые оператором Nicolas Karakatsanis на улицах Киншасы.

Автор: / Ultra-Music

Комментарии: 4