Александр Солодуха: «Первым моим местом работы была санэпидемстанция»

«Светлый, чистый, яркий, здоровый, красивый и богатый», «У меня все получится по одной простой причине: я сильная личность», — зачитывает Александр Солодуха фразы с листов А4, которые лежат на столе в его кабинете. — «Делай своё дело, бей в цель, не распыляйся — и ты победишь. А.С.» Я всегда записываю фразы, предложения, которые приходят в голову. Они мне потом помогают.

«Домашнее задание» навестило Александра Солодуху в его загородном доме. Артист познакомил корреспондентов с женой и дочкой, провёл экскурсию по дому и даже спел несколько песен из нового альбома.

Александр Солодуха

Александр Солодуха

«По целеустремлённости Варя в папу. Если ей что-то надо, она этого добьётся»

Перед тем, как оказаться у музыканта дома, встречаем его жену Наталью с дочкой Варей: они пошли к соседу дяде Мише «посмотреть на котика, собачку, курочек и барашка», которых Варя очень любит.

— У вас домашних животных нет?

— Папа говорит, что ему хватает меня, — смеётся Наталья. — Животных надо любить, а Саша к ним относится очень спокойно. А до Варюши мы много гастролировали, и завести дома животное не получилось. Может, Варюша подрастёт, заведём.

Варя, в отличие от звёздного папы, оказалась стеснительной: не хотела разговаривать с незнакомой тётей и убегала от дяди с фотоаппаратом.

— У нас такой возраст, что мы стесняемся, только со своими общаемся. Но вообще она всё говорит.

— В садик уже ходите?

— Пойдём в сентябре: нам же только два с половиной. Заявление уже написали. Сейчас ходим на подготовительные занятия. Варюша, ты ходишь на занятия?

— Хо́жу, — серьёзно отвечает она и прячется за маму.

В семье Солодухи четверо детей: Варя — самая младшая, дочь Натальи от первого брака Тоня и старшие сыновья Александра — Антон и Саша.

— Мы очень скучаем без братиков и сестрички, правда, Варенька? У мамы скоро День рождения, придут братики, сестричка приедет из Москвы. Она в прошлом году закончила Институт туризма, познакомилась с молодым человеком из Москвы, и они сейчас живут там.

— На кого Варя похожа больше: на папу или маму?

— Варюша — очень сборный ребёнок. По целеустремлённости — точно в папу. Старшая дочка у меня другая, с ней можно было договориться. А с Варюшей — нет. Если ей что-то надо, она этого добьётся. Не важно, игрушка это или какое-то желание. Она очень упрямая девочка. Не знаю, перерастёт или нет.

Она очень музыкальная — я-то к музыке имею слабое отношение. Варечка любит, как папа играет на пианино. У неё и своё есть: сестра подарила на Новый год детский синтезатор. Варя садится за него и пытается что-то пальчиками играть. Саша даже говорит, что она правильно интонирует! Удивительно.

Наталья с дочкой провожают нас к своему дому: мы отправляемся общаться с Александром, а они остаются на прогулке.

— Во дворе у нас растёт ёлочка, — показывает Наталья. — Мы её наряжаем на Новый год. Нам на свадьбу её подарил Сашин очень хороший друг. В кадке. Мы её каждый год наряжаем. В этом году уже с Варюшей.

Александр Солодуха

Александр Солодуха

«Указатель на Слуцкой трассе для меня знаковый»

— Ребята, заходим, сейчас расскажу, как разуваться! — командует Александр. — По очереди. Становимся на зелёный коврик — бочком, снимаем — опа! — и ногу сюда, — показывает, ставя ногу на пол. — Теперь другой башмачок — опа! Ногу не ставим на коврик, там грязно.

— Это всё дети? — показываю на одно фото. К слову, фотографий в доме Солодухи очень много.

— Да, конечно. Тоня, Варя, Сашка и Антошка.

— Вот Варе сейчас два с половиной года. А Вы себя помните в этом возрасте?

— Только по фотографиям. Когда я был совсем маленький, мы жили в военном городке. Своей квартиры у нас не было, была съёмная квартира, по-моему, даже частный дом… Есть фотографии, где я на руках у мамы, у папы. Отец всё фотографировал и подписывал: где мне два годика, где три… Я эти все фотографии ношу с собой в барсетке. Конечно, там бо́льшая часть фотографий Наташи, Вареньки, наших детей. Но есть и молодые родители, я на руках у папы и мамы, есть мы втроём.

— Вы же родились в России?

— Я родился 18 января 1959 года в селе Каменка, Загорском районе, Московской области. Теперь это Сергиево-Посадский район — знаменитое место. Там служил мой отец.

Мои папа и мама из Беларуси. Солодуха Антон Максимович, мой отец, родился в Брестской области, Барановичском районе, деревне Полоничка. То бишь Барановичи — родина отца. Я, когда выступаю, об этом открыто и смело говорю. Думаю, все Барановичи об этом знают. Минская область, Копыль, деревня Вошкаты — родина мамы. Папа и мама 1932 года рождения.

На Слуцкой трассе в районе Щищиц есть указатель: «Барановичи. Копыль. Несвиж». Интересно получилось: в Барановичах — отец, в Копыле — мама, в Несвиже они познакомились. Мама училась в Несвижском педагогическом училище, а отец — в Горьковском военном училище. Он приехал на каникулы и с мамой познакомился на танцах. Поэтому этот указатель для меня знаковый.

Александр Солодуха

«Для меня „Пясняры“ и „Динамо“ были как иконы»

— Мне было шесть лет, когда мы переехали в Казахстан, в город Приозерск. Там я пошёл в школу. Мы туда приехали в 1965, а с 1966 по 1976 год я учился в средней общеобразовательной школе имени 50-летия Октября. У нас было три школы в городке — две десятилетки и одна восьмилетка. В первый класс я пошёл в восьмилетку, а потом, когда построилась моя школа, перешёл туда.

Именно там, на озере Балхаш, я научился плавать. Балхаш — это второе по размерам озеро после Байкала на территории СССР. В нём вода наполовину пресная, наполовину солёная. Мы жили с той стороны, где пресная вода. Иногда на озере были очень большие волны — по два, по три метра. Я обожал купаться.

— Как в школе учились? На отлично?

— Нет, в школе отличником я не был. У меня было две пятёрки — по пению и по физкультуре. Я считаю эти два предмета основными в жизни любого человека. Остальные отметки — четвёрки и тройки. Географию я любил ещё — по сей день помню все столицы Союзных республик.

Класса с шестого я собирался поступать или в физкультурный институт, или в музыкальное училище. Я знал, что мы будем переезжать обязательно в Минск после того, как отец закончит службу, и просматривал сборники «Вузы Беларуси».

Эти два направления я обожал. Много я играл в футбол, в баскетбол. Спорт помогает по сей день выдерживать большие сольные концерты на стадионах, в ледовых дворцах, дворцах спорта.

— Откуда появилась такая любовь к музыке?

— В шестом классе я увидел чёрно-белый фильм по маленькому чёрно-белому телевизору о «Песнярах» — фильм, который снимался в филармонии. Я заболел «Песнярами», заболел Мулявиным — в хорошем смысле слова. Я не понимал белорусского языка, я переучивал песни.

Мы приезжали в Беларусь каждое лето, на родину к родителям. Отпуск был у мамы как у учителя два месяца, у папы — сорок пять суток. Трое суток мы ехали из Казахстана до Москвы на поезде — мама самолёты плохо переносила, ещё ночь мы добирались с Белорусского вокзала в Минск. Потом мы пол-отпуска проводили на родине у папы, пол-отпуска — на родине у мамы. Меня ставили на стул, и я пел «Касіў Ясь канюшыну». Все родственники за животы держались.

Тогда на меня воздействовал и Хиль, и Градский, и Антонов особенно. Я говорил, что по приезде в Минск я буду или петь у Владимира Мулявина в «Песнярах», или играть в минском «Динамо» у Эдуарда Малофеева.

Для меня, для мальчишки, живущего в Казахстане в маленьком военном городке, «Песняры» и «Динамо» были как иконы.

Александр Солодуха

«Я помню, как закрывался в ванной и стирал пальцы до крови, играя на гитаре»

— Я занимался в музыкальной школе по классу фортепиано. Гитарой я овладел самостоятельно. Очень помогла музыкальная грамота. Первая моя гитара была за семь рублей — маленькая, дамская она называлась. Я помню, как закрывался в ванной и стирал пальцы до крови, играя на гитаре. Мальчишки во дворе мне показали три аккорда — ля, ре, ми — цыганочку. И я до крови играл.

Меня на фортепиано гоняли из-под палки родители — заставляли, дубасили — за что им огромное спасибо. Сейчас, покоряя все концертные площадки своей страны, я вспоминаю это. Десять миллионов человек меня знают и, я верю, любят.

— Но закончили Вы всё-таки медицинский университет.

— Первые три курса я учился в Караганде, а следующие три курса — четвёртый, пятый, шестой — в Минске. На первом курсе, когда мне было семнадцать лет, у меня уже был свой вокально-инструментальный ансамбль. На втором курсе я понял, что медицина — не моё.

— Но не бросили всё равно учёбу?

— Не бросил по двум причинам: жалко родителей — я всегда это открыто говорил — и вроде бы престижная профессия. Санитарный врач — сангиг факультет.

Но с курса на курс меня, честно говоря, переводили потому, что я с гитарой в руках защищал честь своего родного санитарно-гигиенического факультета — и в Караганде, и в Минске.

В двадцать три года я окончил Минский государственный медицинский университет. Сразу после того, как дали клятву Гиппократа и я получил диплом, поехали в Казахстан в Уральскую область стройотрядом «Искатель». Им руководил Саша Шакутин, известная личность в стране. Там дислоцировалось восемь стройотрядов из Беларуси, и после первого месяца работы я поехал в Алма-Ату представлять Уральскую область и белорусские стройотряды на конкурс политической песни. Естественно, занял там второе место, потому что первое дали парню казахской национальности.

На втором курсе в Караганде я играл уже в ресторанах. А на первом курсе я пошёл в секцию баскетбола. И буквально на второй или третьей тренировке сломал палец. И это был знак: я выбрал музыку.

— После окончания мединститута работали по специальности?

— Меня распределили в Брестскую область, районный центр Ляховичи. Туда я не доехал: перераспределился в Минск. И первым моим местом работы была санэпидемстанция Центрального района Минска. Работал я в отделении гигиены детей и подростков — школьный отдел назывался. Это был 1982 год, хоронили Брежнева, ноябрь. Первый рабочий день — халат и проверка детского садика. Детские горшки. «Неужели я шесть лет учился для этого?» — для меня это было как пуля в висок.

— То есть Вы были той самой санстанцией, которой боялись все детские садики? — оживляется фотограф.

— Да, детские садики, школы и пионерские лагеря — летом. Главврачом был Валерий Петрович Филонов, потом он стал главным санитарным врачом республики. Он меня каждое утро с секундомером ловил: я опаздывал, я пропускал… Год отработал, чуть меньше. И он мне нашёл место в рыбнадзоре. С просьбой: «Я тебя умоляю, уходи!» Один на один — меня вызвал: «Я тебя прошу!»

И я перешёл в организацию «Белрыбвод». Сейчас её уже нет. Я был райгосинспектром рыбнадзора Беларуси. Когда я рассказываю, мне часто говорят: «Ууу, наверное, рыбы столько!» Ага, тоннами я её ловил на бумаге в кабинете за столом. Это была вся моя работа — с полдевятого до без пятнадцати шесть. Там я проработал фактически четыре года.

1 марта 1987 года состоялся мой приход на профессиональную сцену, т. е. то, о чем я мечтал, когда первые дни работал в ресторане «Юбилейном». Когда на третий или на четвёртый день работы подозвал меня на беседу народный артист Советского союза Константин Орбелян, руководитель государственного концертного оркестра Армении. Они были на гастролях в Минске, жили в гостинице «Юбилейной», и после одного из концертов он пришёл поужинать, а я как раз пел. Он меня спросил: «Молодой человек, что Вы здесь делаете?» — «Я наконец-то занимаюсь любимым делом». — «А Вы в курсе, что Ваше место не здесь? А Вы в курсе, что у вас в стране создаётся оркестр, которым будет руководить Михаил Финберг?» — «Конечно, в курсе» — «Вы не будете против, если я поговорю с маэстро, чтобы Вас прослушали?»

Александр Солодуха

Александр Солодуха

«Мои сыновья на Ждановичах грузили арбузы»

— Сыновья не пошли по Вашим стопам?

— Мои мальчишки в 2011 году закончили разные вузы нашей страны. Санька, он на две минуты старше, закончил МИСИ, заочно. А Антон очно учился в Институте современных знаний им. Широкова по специальности «компьютерная аранжировка».

Пошли работать они не по специальности. Я мальчишкам говорил: «Как только закончите вузы, вы пойдёте на свой хлеб». Это было непросто. Мы с ними встретились, и я им говорю: «Всё, ребята, я больше вас не финансирую». Антон психанул, ушёл, Саня постоял рядом со мной. «Вы должны чётко это понимать».

Непросто им было, они на Ждановичах грузили арбузы. Потом сами нашли работу, пусть не по специальности. Они работали (Саня по сей день работает, Антон три месяца как уволился) в частной компании на пятьсот человек — «Еврозапчасти». Начали с оклада в полтора миллиона — это был август 2011 года, у Сани сейчас четыре миллиона. Рост есть. Антоша ушёл, когда у него было три с половиной — не выдержал. Он собирался идти работать в ночной клуб по специальности, и кинули его.

— А чем он занимается сейчас?

— Это долгая история. 23–24 марта у меня был «двойник» в Кобрине и, обзванивая директоров, я случайно попал на директора компании «Полесье» (она производит игрушки из пластмассы). Он отвечает: «Да, мы обязательно приобретём билеты. А что Вы делаете послезавтра, 15-го?» — «Я свободен». — «У нас пятнадцатилетие компании — 15 марта пятнадцать лет в 15.00». — «Я готов». Тут же набрал его помощник, мы обговорили условия… Мне понравилось, что через пять минут деньги у меня были на счёте. Я сейчас работаю со всей страной только со 100% предоплатой: уровень уже такой.

После концертов в Кобрине заехали ещё раз в эту компанию. Я увидел детскую машину, решил купить. Они: «Нет, это подарок Вашей Варюше!»

Что мои сыновья? Через день, через два они говорят мне: «Папа, мы решили создать свой бизнес». Они увидели эту машину, и у них родилась идея: «Папа, у нас есть тысяча долларов, мы купим три машины и будем катать детей».

Вот уже все проплачено, дай Бог, с первого мая начнут работать. Дай Бог, чтобы всё получилось.

Александр Солодуха

Александр Солодуха

Александр Солодуха

«Первый и единственный, уникальный и неповторимый Александр Солодуха»

Александр Солодуха живёт в загородном доме за Минском, на заборе его коттеджа висит табличка: «Резиденция Александра Солодухи». Артист гордится домом и с удовольствием о нём рассказывает.

— 31 мая будет пять лет, как мы живём в этом доме. Он очень красивый, яркий, светлый. Весь день в нём солнце. В кухне-столовой — четыре вида обоев, все дизайнер придумал сам. Плитка, ламинат, ковролин… Очень много белорусского. Стол — «Гомельдрев», стулья — «Пинскдрев».

Дом строили по российскому проекту, но во многом отступили от него. Здесь, в кухне-столовой, было просто окно. Вадик Гусев (он строил дом Валерию Меладзе под Москвой) предложил окно-дверь. Камин тоже он предложил. А ванные комнаты по десять квадратных метров! Они были маленькие по проекту.

Помню, зашли в магазин «Палац» на Уручье без пятнадцати четыре. Магазин закрывался в семь. Я сказал: «Мы за это время купим обои во весь дом». Нам дали продавца по имени Наташа. Моя Наташа и я. И мы за три часа купили всё! Идея была такая: полностью весь первый этаж одного цвета. Не хватило рулонов! Но решение Саше Солодухе пришло! Мы взяли чёрно-белые обои и такие же цветные.

В кабинете артиста много «трофеев»: всевозможные награды, дипломы, подарки, журналы с публикациями…

— Кстати, я единственный белорусский музыкант, у которого есть свой автобус, — продолжает Александр. — Раньше на автобусе была табличка «Александр Солодуха, Беларусь». Теперь вот это, — показывает рисунок: треугольник, а в нём «№ 1 в Беларуси». — Не давал покоя мне этот лейбл на Лидском квасе. После взятия Дворца спорта настал тот момент, когда я имею право на своём автобусе такой повесить. Пока маленький — на стекле в уголочке у нас висит.

Когда я взял Дворец спорта 8 марта 2012 года, знаете, какая у меня была первая мысль утром 9 марта? У меня родился текст ролика для «Минск-Арены», для 2014 года: «Первый и единственный, уникальный и неповторимый. Александр Солодуха. 8 марта, „Минск-Арена“, 19.00». Но я не выдержал: уже использую этот текст в рекламных роликах по городам.

Александр садится за фортепиано и на прощанье играет песни, которые войдут в новый альбом — тот самый, над которым работает аранжировщик Стаса Михайлова. Солодуха вспоминает, что он недавно звонил директору Стаса, чтобы узнать, что они делают 13-го апреля — день, свободный от двух минских концертов. Мы же чувствуем себя привилегированными особами: ведь нам персонально пел Александр Солодуха.

Александр Солодуха

Александр Солодуха

Автор: / Ultra-Music

Фото: Денис Зеленко

Группы:

Комментарии: 17
  • Адище-то какой!

  • Если уж у Солодухи такая с**нь в доме, табуретки от Гомельдрева, и сыновья в бизнесе с машинками, то что у остальных попсарей?

  • Хоть и трэш, но он такой забавный!!

  • Макс:

    А мне настроение так подняло)

  • Матиевский:

    Позабавила на фотке «Резиденция Александра Солодухо»

  • грустно. денег полно, а вид из окна на 3-метровый забор и чахлые осинки…. я бы предпочел Эгейское море…

  • Ната:

    Лучше бы он остался в санстанции.Пахло бы лучше в республике.

  • Рапер:

    1976-ой конечно, но он как грицца «шчыры».
    всего ему хорошего, а я на шикари лучше пойду ))

  • станислав:

    Белорусы, написавшие здесь, вы чего такой злой народ?! И табуретки вам не те, и деревья за окном не те, и искренность Солодухи вас раздражает!… Не оправдываете вы расхожее мнение, о том, что белорусы доброжелательные и рассудительные. Злые вы, пристрастные и наверное ущербные, раз так брызжете слюной и желчью по поводу того, что человек сидит на гомельских табуретках и ему хорошо, а вы,сидящие все сплошняком на Людовиках 14-х и 15-х, испытываете дискомфорт. Одно только замечание к автору статьи — в заглавии допущена синтаксическая ошибка, что приводит к двусмысленности восприятия… Журналист, видимо, слегка не в ладах с русским языком.

    • Лерок:

      позвольте узнать, в чем именно вы увидели синтаксическую ошибку и к какой двусмысленности она привела?

    • Ната:

      Вы наверно до сих пор в санэпидстанции работаете?

  • классный Солодуха!!! )))

  • Резеденция Александра Солодухи,номер один в беларуси,взятие дворца спорта — колхозные понты.Колхозный дом,колхозница жена,все атрибуты колхозного кумира.Новые пестни с нового альбома — это четыре новые аранжировки «здраствуй чужая милая» нетрудно догадатся.

  • илья:

    мне солодуха супер почта фото илья

  • За что его готов уважать — это за то, что из своих детей не делает «золотых». Человек в жизни всего должен добиться сам! Пусть у них сейчас и «бизнес с машинками», и не факт, что это дело вообще пойдет. Но они УЖЕ знают, что такое деньги и как они зарабатываются.
    Его творчество можно любить или ненавидеть — не суть принципиально. У него есть своя аудитория. Он сам обзванивает и приглашает на концерты. И если ему рады, и он приносит хорошее настроение, то что в этом плохого? Каждый зарабатывает КАК УМЕЕТ.
    Уважаю Александра, как сильного и целеустремленного человека!

  • Валентина:

    была на концерте 31.01.2014.Спасибо за работу. Вам и Вашим Детям. Побо
    льше бы таких эмоций!!!

  • неее солодуха когда ты уже на землю спустишься и поймешь что ты-никто и зовут тебя никак….. за столько лет мог бы уже кроме чужой и милой еще что нибудь накалякать….