Павел Юрцевич: «Даже если ты делаешь строго коммерческий продукт, всё равно туда нужно вкладывать душу»

В этом году творческое объединение и студия звукозаписи «ОСМОС» отмечает своё 10-летие. Накануне отчётного праздничного концерта корреспондент Ultra-Music встретился с директором студии Павлом Юрцевичем и поговорил об истории объединения, честности в музыке и ближайших релизах студии.

Павел Юрцевич

«От нас вообще редко отказываются»

— С чего начался твой музыкальный путь?

— Мы вместе с Гариком Плевиным учились в музыкальном училище: я на трубе, он на валторне. Там же мы «вошли» в белорусский шоу-бизнес благодаря Васе Шугалею, группе «Ы.Ы.Ы.» и его прочим проектам. Когда Вася уехал в Москву, у меня не было никаких предложений. Я закончил Институт культуры с мыслью, что я трубач не того уровня, какого хотелось бы, и просто забросил всё. Правда, я хотел поступать в аспирантуру на дирижёра, это меня сильно привлекало, но не сложилось. Я женился, родился сын, подвернулась работа.

Но в итоге накапливалось ощущение, что чего-то не хватает. Всё вроде хорошо, есть семья, работа, друзья, но как-то скучно. Когда ты был на сцене, чувствовал публику, запах успеха — это ни с чем не сравнимое удовольствие, от которого потом отказаться очень сложно. Поэтому захотелось опять в этом всём закрутиться-завертеться.

— Как появилась идея создания студии звукозаписи?

— Как-то я пришёл к Гарику, а он мне показывает ремиксы, которые сделал с товарищем для The UNB — «Гланды любV», «Бункер (Функер)» и «Друг Обезьян». Гарик говорит: «Смотри, как клёво получилось». Я послушал: действительно, клёво! И он предложил заниматься миксами. Я дал ему один трек — акапелльную «Стралу» группы «БазЫлькі». Он посидел-поковырял и сделал! Мне очень понравилось. В общем, это был первый трек студии «ОСМОС».

Вскоре мы сняли квартиру, поставили компьютер. У Гарика, как сейчас помню, была полупрофессиональная звуковая карта ProDif Plus. На тот момент это ещё не была студия звукозаписи, а творческое объединение.

— Какой был первый большой проект?

— Я удалился из музыкальной тусовки лет на семь. Никого не знал. Единственный, кого помнил, Саша Куллинкович. В своё время я принимал участие в презентации «Умных вещей» в Альтернативном театре. Это делалось под эгидой Magic Art, где я работал. Я пришёл к Саше, он меня с горем пополам вспомнил, и я предложил ему сделать ремиксы. Ему идея понравилась, хоть он и отнёсся к ней с некоторым скепсисом. Саша достал мультитреки на кассетах, иногда это был просто вокал, отделённый от музыки, но нам этого хватало. Мы не собирались делать классические миксы, где просто изменение ритма, а полностью переделывали материал. Так мы начали работать над проектом «Комиксы», суть которого заключалась в том, чтобы представить Neuro Dubel в самых разных ипостасях.

В целом, я считаю, проект удался: у нас получилось создать песни в разных стилях, и они очень хорошо звучали. Мы раздавали диски ди-джеям, хотелось заняться популяризацией белорусских музыкантов в тех сферах, где они неизвестны. Правда, не знаю, звучали ли они где-нибудь, кроме как у нас в плеерах.

Вскоре родилось название, появился логотип, который отражает Инь и Янь: мы приводим ваши музыкальные мысли в порядок с окружающим миром, презентуем их несколько по-иному.

— Когда вы перешли от ремиксов к живым записям?

— Когда мы переехали на другую хату, записали там песню «С новым годом, родны край» — это наша первая запись. До этого были только миксы. Единственное, что мы до того момента сами записали — вокал для песни «Резиновый дом» на «Комиксах», потому что у оригинала было качество не очень хорошее. А ещё мы записали пятый куплет, который никогда ранее не записывался.

Первый альбом, который писался у нас, — «Танкі» «Дюбелей». Следующая запись — сольник Макса Ивашина «Manual». Там ещё были сэмплы, но много было записано живьём.

Тогда же стало необходимым переехать в подходящее место. Мы подружились со студией Mezzo Forte и года три работали вместе в кинотеатре «Октябрь». После того, как Mezzo Forte приказала долго жить, мы нашли помещение. Теперь мы находимся в центре города. Хорошее помещение, с хорошей акустикой, под завязку забитое всякой аппаратурой. Здесь мы четвёртый год.

— Тяжело было договориться, чтобы арендовать помещение в самом центре города?

— Нет, но на поиски и юридическое оформление ушёл примерно год. В целом, администрация района легко согласилась. Здесь был гадюшник, бомжи жили. Теперь всё под присмотром, всё культурно, ещё и деньги платятся за аренду. Всем хорошо!

— И чей альбом стал первым, записанным тут?

— Проекты на тот момент кочевали, ведь альбом пишется в лучшем случае полгода. «Дюбеля» писали те же «Stasi» почти два года. Так что сложно сказать, что именно первым записали здесь. Когда мы сюда переехали, у нас уже было несколько альбомов в работе. Что-то мы начинали ещё на Mezzo Forte, потом год, пока не переехали, снимали коттедж, где оборудовали временную студию.

— Сколько в среднем альбомов записываете в год?

— Пять-шесть альбомов получается. Не считая других проектов.

— Некоторые группы много лет с вами работают…

— От нас вообще редко отказываются :) Мы стараемся, чтобы с нами было хорошо и комфортно работать. Если мы видим, что музыкант представляет из себя что-то серьёзное, мы ему какое-то облегчение сделаем и цену можем уменьшить. Тот же Михей Носорогов наш постоянный клиент, у нас заключён с ним контракт, и он работает у нас совершенно бесплатно. Мне кажется, что всё, что он делает — это не зря потраченное время. У него хорошие перспективы, особенно сейчас, когда он стал «известным рэпером» :)

Neuro Dubel как первый клиент студии имеет системную и глобальную скидку. Группа тогда поддержала студию, решив с нами работать, а сейчас мы поддерживаем её.

Есть такие коллективы, которым просто нравится работать с нами. Не потому что больше негде — есть хорошие студии, есть альбомы, качественно записанные в Беларуси. Но некоторые музыканты работают с нами постоянно. Видимо, потому что им нравится работать с Гариком. Он очень нестандартно подходит к своей работе. Кроме того, мы постоянно развиваемся, улучшаем качество и количество оборудования.

Павел Юрцевич

ОСМОС

ОСМОС

«Музыка нужна честная!»

— Кроме классической работы студии звукозаписи, вы занимались несколькими своими проектами.

— Все эти проекты были попыткой рекламы белорусского рок-н-ролла. Мы выпустили серию дисков «Басовішча». В 2004 году я впервые попал на фестиваль. Рок-н-ролл с утра до вечера — такого ещё не бывало в моей жизни, и мне это понравилось. Я тогда удивился: майки-значки продаются, а чтобы взять что-то послушать — нет. У меня, например, постоянно крутились в плеере диски Café del Mar — такого кафе на Ибице. Я там никогда не был, много кто не был, но о нём все знают. Потому что хорошая PR-кампания, хорошие диски, хорошая музыка. Я подумал, что можно было сделать что-то похожее. Тогда был конкурс — 10 участников. Я со всеми конкурсантами договаривался о том, что они придут в студию и бесплатно запишут по одной песне. А потом мы просто добьём диск треками тех исполнителей, кто был гостями фестиваля. Записали один диск, второй, продавали их на фестивале. Организаторам понравилось, но дальше «Да, да, хорошо» дело не пошло. А выпускать это — дело хлопотное и не сильно дешёвое. Мы начали работу над третьим диском, но остановили её: появилось новое помещение, нужно было делать ремонт, денег уже не было.

Ещё мы успели сделать видеозаписи концертов в «Граффити» и выпустить их на DVD. Это уникальный клуб! Как бы кто к нему ни относился, его значимость никуда не денется. Что бы с ним ни произошло, важно, что это была площадка, где звучало много новой интересной музыки — настоящая арт-база для музыкантов. Я не знаю никого из более-менее известных музыкантов, кто бы не играл в «Граффити». Это было даже почётно!

Мы не просто снимали на камеру, мы тащили студийное оборудование, записывали поканально, сводили, монтировали. Получалось вполне хорошее качество. Так записали несколько программ. Из них вышли пока только концерты Neuro Dubel и The UNB.

Записали ещё концерт «Детидетей». Но Аня Хитрик не разрешила издавать эту запись. Мы с музыкантами тогда особо не договаривались, лишь с клубом. Мы выбирали интересные концерты, приходили и записывали. Когда мы пришли, для Ани это было как снег на голову. Она отработала концерт прекрасно, но запись всё-таки не захотела афишировать.

Также было записано одно из первых выступлений Носорогова. И самая изюминка — совместный концерт Ильи Черепко-Самохвалова, Беньки и Носорогова, где они просто под гитарки пели свои песни по очереди, выпивали-беседовали. А под конец угар пошёл :) Всё это задокументировано и лежит — ждёт своего часа. Бенька уже звезда, «рэпер Носорог» теперь известный человек, Илюша тоже. Так что скоро можно будет эту запись хорошо толкнуть :)

В 2010 году выпустили календарь «Шчыры рок-н-рол». Идея заключалась в том, чтобы объединить значимых людей в белорусском рок-н-ролле, чтобы их портреты висели дома, радовали глаз.

— Но календарь вызвал неоднозначную реакцию…

— Вышла дурацкая история с одним маркетинговым сайтом. Они услышали новость и всё меня третировали, чтобы я показал календарь им. Я предъявил им рабочий вариант. Когда мы его доделали и напечатали, он выглядит совсем по-другому. А там было всё так грубовато…

— Ещё одним важным проектом был трибьют группе «Ы.Ы.Ы.» «Васька Ж.Ы.В.!»

— Его обязательно нужно было выпустить. Мы готовили проект лет пять или шесть. Нужно было сделать всё качественно. Это ведь не просто диск, а «тройник». Мы собрали и оцифровали старый материал — это всё влезло на один диск. Потом нужно было записать трибьют. А это значит всех собрать, договориться, дождаться. С кем-то было довольно просто: например, Лявону Вольскому я позвонил, предложил сделать кавер на песню «Всё нормально, мама», и он уже через месяца полтора пришёл с «Крамбамбуляй» и всё записал. А были такие, кто тянул долго.

Но самое главное, был полностью переписан последний альбом, с которым мы выступали в Кишинёве на фестивале. Он совершенно иной, не такой, как все предыдущие записи «Ы.Ы.Ы». После него коллектив и развалился. Его обязательно нужно было показать, потому что он очень важный. Дима Войтюшкевич хорошо спел, справился с задачей.

Мы выпустили проект, дали концерт в галерее «Ў». Была идея вообще возобновить группу, сделать её по принципу «У нескладовага» — «Ы складовае»: тоже пригласить несколько вокалистов, которые пели бы и писали песни. Короче, хотели занять ту социальную нишу, выполнять те функции на эстраде, которые в своё время выполняла группа «Ы.Ы.Ы». Но в итоге решили этого не делать, так как ситуация в целом поменялась, и, возможно, эти функции больше не нужны обществу.

— А какая музыка нужна обществу?

— Музыка разная нужна :) Мой сын, например, ходит на концерты всяких металистов, но при этом у него в плей-листе очень много всякой музыки, в том числе «осмосовской»: он знает и цитирует Дольника, знает всего «Дюбеля», и RockerJoker, и «Серебряную свадьбу». Какая музыка нужна? Музыка нужна честная! Даже если ты делаешь строго коммерческий продукт, всё равно туда нужно вкладывать душу. Если ты этого не делаешь, ты зря тратишь своё время и время людей, которые слушают тебя. Кто-то этому верит, но этому верить нельзя, потому что это сделано нечестно.

ОСМОС

ОСМОС

ОСМОС

«Такого никогда не было? Не было! Такое когда-нибудь будет? Вряд ли!»

— Кто сейчас пишется на студии «ОСМОС»?

— Господин Дольник записывает аж три программы — развернулся не на шутку. Ему реально веришь, что у группы больше сотни альбомов: они в космосе существуют! У меня у самого есть дисков 20 до «Гибискуса».

Носорогов тоже пишет три альбома: гитарный, как дневник, а из него вырастают «Берлин» и «Красивый». Недавно закончили писаться «Красные звёзды». Сейчас работает над альбомами группа людей, объединённых в три группы — Recha, «Гаротніца» и «Маланка Orchestra». Такая группировка странного фолка :) Скоро Neuro Dubel будет писать новый альбом, «Серебряная свадьба» наверняка созреет…

Мы также озвучиваем фильмы на белорусский язык. Этим занимается Андрей Ким. Сейчас ещё «Свободный театр» записывает радиоспектакли.

Ещё планируем запустить интернет-передачу живого рок-н-ролла — «Жив, ага!». Какая у неё будет периодичность, я не знаю. Может быть, раз в неделю, может, реже. Главное — начать, мы уже года полтора с этой идеей бегаем. Пока просто остались сложности с техническим обеспечением. Мы хотим, чтобы это было в интернете, «лайв», чтобы можно было общаться.

— Чего стоит ждать посетителям праздничного концерта?

— Людям стоит ждать счастья и веселья :) Это будет серьёзное по масштабу мероприятие. Будет сделано то, что никогда не делалось до и не будет делаться после. Мы опять претендуем на некоторую уникальность.

Мы дали Александру Липницкому задание обработать десять треков, в создании которых студия «ОСМОС» принимала активное участие. Например, песням Neuro Dubel «Ворсинки и катышки» и «Петрова» будет дана наша аранжировка из «Комиксов». Выйдут Саша Куллинкович и Юра Наумов и споют с оркестром эти песни. Такого никогда не было? Не было! Такое когда-нибудь будет? Вряд ли!

Дольник с оркестром исполнит песни The UNB «Бункер» и «Гланды любви». Песню «Пеликаны» RockerJoker все знают только под укулеле и баян. А ведь это хороший блюз! Или песня «Петька». Она была создана изначально в оркестровом варианте, но её никто никогда не слышал вживую. А так как RockerJoker в глубокой спячке, возможно, никогда и не услышит. Бенька споёт песни не «Серебряной свадьбы», а ещё одну песню RockerJoker, а также старую Ы.Ы.Ы’шную песню на пару с Помидоровым.

Первое отделение будет из десяти забойных треков, каждый из которых сам по себе хит, а тут ещё и вкусно аранжированный. Начнёт всё это действо Носорогов, который исполнит несколько своих вещей из «Красивого», — будет такая неофициальная презентация.

А во втором отделении выступят наши друзья — группа «Серебряная свадьба». Будет веселье!

Павел Юрцевич

Автор: / Ultra-Music

Фото: Вячеслав Радионов

Группы: , ,

Темы:

Комментарии: 2
  • Шеф:

    Паша и Гарик, вы — реальные Молодцы! Так держать!

  • Это правда, что последний альбом «Neuro dubel» сводили на консоли «Берингер», которая на фото?