10

Noize MC: «Мы скорее рэперы, которые играют рок»

В преддверии минского концерта Noize MC корреспондент Ultra-Music встретился с Иваном Алексеевым и поговорил с ним о «Михалок-туре», «кризисе» Radiohead и драке на концерте в Нижнем Новгороде.

Многие россияне, приезжая в Беларусь, начинают ностальгировать по СССР и говорят, что здесь остался дух советского союза. Ты тоже его чувствуешь?

Определённо, какие-то веяния Советского Союза здесь присутствуют, но я не сказал бы, что позитивные. То есть, к сожалению, то, что происходит в последнее время в вашей стране — это в основном печально.

Я знаю о «чёрных списках», и, более того, я удивлён, что нас там нет. Я подозреваю, что единственная проблема в том, что люди, которые эти списки составляют, не смогли прочитать наше название и транспонировать его в кириллицу. Мне кажется, это единственный аспект, который позволил нам остаться на плаву в Беларуси. И вообще, эти четыре города, которые мы посещаем во время этого приезда мы решили как-то скомпоновать и назвать всё это «Михалок-тур». Мы исполняем кавер на песню «12 обезьян» группы «Ляпис Трубецкой», будем сегодня петь и песню «Болт». В общем, мы, конечно, озабочены тем, что у вас происходит.

Знаешь ещё какие-нибудь белорусские группы?

N.R.M. знаю, ещё знаю брестскую группу «Дай Дарогу», ну «Леприконсы» тоже вроде из Беларуси, да? Потом рэп-группу «Нестандартный вариант»… В общем, из таких, из более-менее известных коллективов, которые я знаю, пожалуй, это — основные.

Как ты считаешь, что такое патриотизм?

Патриотизм — это изначально очень скользкая тема, потому что он очень близко находится от таких нездоровых тенденций, как разделение по национальному признаку. Знаешь, есть такие слова, которые вроде бы ничего плохого не означают, но они какие-то неприятные. Слово «певец», например, или «певица», они вроде бы нормальные слова, но что-то с ними не так, на мой вкус, потому что, видимо, это тянет за собой какой-то нездоровый шлейф. Ну, вот слово «патриотизм», «патриот» оно, к сожалению, обладает таким не самым лучшим шлейфом.

В 2010 ты дебютировал на 41 месте рейтинга «Звёзды и деньги» русскоязычной версии Forbes. Изменился ли как-то твой подход к творчеству, когда пропала необходимость в постоянной подработке?

Появилась дополнительная свобода. Я отныне вообще совершенно не запарен финансовыми вопросами, и мне не приходится как-то егозить, выискивая дополнительные бабки. То есть, если правильно воспринимать это, то для любой творческой личности это только позитивные результаты приносит, на самом деле. Просто многие люди на этом как-то зацикливаются и начинают что ли бояться потерять деньги, вот какая-то такая мысль появляется и это, конечно, очень многих портит. Для меня деньги всегда были исключительно способом не думать о деньгах. Единственный способ о них не думать — это чтобы их было достаточное количество и тебе не нужно было постоянно пытаться вложиться в какой-то обязательный минимум.

Мы участвуем в благотворительных акциях, если нам предлагают поучаствовать в каком-то там концерте, мы охотно выступаем абсолютно бесплатно. Какие-то ещё есть по этому поводу подвижки… Я просто не люблю это афишировать. Часто мы видим, что люди просто рвут тельняшку на груди, орут:«Я вот помогал и тем, и этим, и пятым, и десятым» … А на мой взгляд, помощь ведь она не в этом. Зачем всем об этом знать? Если ты действительно чем-то можешь помочь — помоги и не пи.ди.

Пребывание в замкнутом пространстве по-разному влияет на творческих людей. Самый яркий пример, пожалуй, Владимир Маяковский. Как отразилось на тебе десятисуточное заключение?

Это было всецелым подтверждением большинства моих суждений по всем поводам, связанным с деятельностью этих людей. Ничего нового я не узнал…

В одном из многочисленных интервью ты говорил, что перед выходом альбома у тебя накапливается огромное количество материала. Нет ли у тебя желания как группа Radiohead, которая является новаторами в области видов распространения музыки, выпускать «аудио-газеты» каждый месяц, к примеру?

Я не знаю… Нет, не было такой мысли. Группа Radiohead лучше бы написала что-нибудь в духе «Creep», чем заниматься инновациями своими феерическими. Они, конечно, прекрасны, спору нет, но они работают, мне кажется, в первую очередь потому, что это группа Radiohead, которая в своё время написала все эти прекрасные песни, которые мы знаем. А то, что сейчас они делают… Каким бы инновационным не был подход к каким-то вещам сопутствующим появлению музыки, самое главное — это появление музыки, а то, что они делают в последнее время мне вот не нравится, если честно.

У нас материал есть, около пяти песен новых записано, но я думаю, что всё-таки в 2012 издадим следующий альбом, в одиннадцатом году мы не успеем сделать полнометражный релиз, чтобы всё довести до ума, чтобы не было поводов сомневаться. У нас же нет лейбла, каких-то давящих сроков и так далее… Каких-то людей, которые пытаются из тебя что-то выжать, что из тебя не очень-то в данный момент выходит. Каждая пластинка должна быть взвешенным полновесным результатом твоей деятельности, поэтому торопиться, я думаю, мы не будем. Может быть в этом году мы успеем выпустить какой-то промежуточный релиз, как было, например, с саундтреком к фильму «Розыгрыш», куда вошли песни, которых не было на дебютном альбоме, но тем не менее это не вполне номерная пластинка. Что-нибудь в таком духе, может быть мы успеем сделать.

Совсем недавно ты выступил на концерте совместно с Джоном Форте. Почувствовал ли разницу в подходе к творческому процессу западных артистов и отечественных?

Зарубежные музыканты — это, по-моему, американцы и европейцы. Под иностранцами в этом плане я не подразумеваю укранианцев, например, или казахов… Эти люди в основном лучше играют гораздо, лучше чувствуют грув и у них более профессиональный подход, и есть ощущение, что эти люди играют музыку с молодых ногтей и действительно очень серьёзно к этому подходят. Но главная причина, я думаю, всё-таки социально-экономическая, потому что там в целом более свободное общество, у тебя есть доступ к большему количеству ресурсов, и занятие музыкой на регулярной основе гораздо проще организовать. И аппарат лучше, и репетиционная база качественней, и времени у тебя больше, и ты, если очень хочешь, можешь тусоваться на пособии и рубить с пацанами в гараже. Здесь это несколько сложнее осуществить, плюс техническая база не так хороша.

Еще я с Чаком Ди из Public Enemy записался бы, с какими-нибудь группами… С героями рэп-рока рубежа веков: с Beastie Boys — это вообще было бы супер, Dog Eat Dog — прекраснейшая команда, но из тех, с кем есть реальная возможность познакомиться… Я бы с The Bloodhound Gang что-нибудь записал, а то у них в последнее время какое-то говно пошло, надо уже нормальную песню пацанам сделать!

С поп-эстрадой я вообще конкретно завязал, потому что это перестало иметь какой-то финансовый смысл. Раньше была такая ситуация, что не было гастролей, а, тем не менее, надо как-то содержать семью и вообще шевелиться, Москва — город не самый дешёвый и вообще в целом, бывает, припекает. В офис идти работать не хотелось, поэтому были такие подработки. Сейчас всего этого нет — и прекрасно!

Сейчас мы ведём переговоры с СТС, они собираются запускать довольно интересный по своей фабуле молодёжный сериал, который будет во многом построен на музыке. И вот, если сделать там нормальную музыкальную составляющую, мне кажется, это может быть нечто, что действительно, наконец-то, можно будет смотреть. У нас в ближайшее время будет встреча. Посмотрим… Я хочу более детально ознакомиться с тем, что это в перспективе будет из себя представлять, и если это не какой-то адский стыд, то было бы интересно. Причём там требуются песни в разных стилях. Мне интересно было бы написать какой-то hard&heavy олдскульный. Там просто есть персонаж такой — престарелый рокер-неудачник. И соответственно хип-хоп тоже будет присутствовать в большом количестве. В общем, вот это интересный творческий эксперимент.

Периодически возникают какие-то замесы… Сейчас будем делать забавный ролик с Adidas, у нас сотрудничество продолжается уже около года. Появилась возможность сделать, на мой взгляд, довольно забавный ролик околоспортивного характера. Будет коротенький драм’н’бэсовый трек, в котором придётся себя попробовать в необычной роли. Я сейчас рассматриваю любые проекты исключительно по тому, насколько мне это интересно с креативной точки зрения. Появилась возможность говорить оголтелое «нет» и не переживать по этому поводу.

Не хочешь, сделать пару-тройку композиций в аутентичном стиле, с ситаром и бонгами, к примеру?

В этнику нас пока не тянет. Нам хватает тех жанров, которые мы изначально избрали для себя в качестве основополагающих, мы мешаем их с огромным удовольствием в разных пропорциях и пока чувствуем себя очень комфортно. В принципе, в ближайшее время мы не отойдём от своего хип-хопового подхода к рок-музыке, скажем так. Естественно, мы ищем новые ходы какие то, но мы их ищем в рамках тех жанров, которые изначально любим, чего-то совсем уж экзотического пока не планируется.

У многих творческих людей был синдром синестезии, когда путаются чувственные восприятия, и человек утверждает, что каждая буква алфавита имеет свой цвет или каждый год имеет свой запах…

Я знаю такое заболевание, это чувак из группы Tool, гитарист по-моему, таким болеет.

У тебя нет такого?

Ну нет, это грибы, мне кажется, LSD — вот такие психотропные вещества вызывают подобные вещи…

Ты подходишь к такому сакральному возрасту, 27 лет…

Да, ещё в 2012 году мне будет 27 лет, я недавно сделал нехитрое вычисление!

Какие настроения в тебе бушуют?

Я всё-таки не в таком наркотическом угаре, к счастью, нахожусь, как эти славные ребята из «Клуба 27», поэтому надеюсь, что всё-таки 27 не станет страшным рубежом. Я сейчас формулирую в целом какой-то подход к жизни, который во многом завязан на воспитании детей, на попытках осознать следующее поколение хотя бы в каких-то аспектах, понять, что было не так с нами и попытаться предотвратить это в будущем.

Нашумевшая история с концертом в Нижнем Новгороде вызвала много обсуждений среди твоих поклонников. В детстве вообще часто приходилось отстаивать свою точку зрения кулаками?

Меня в детстве вообще пи.дили периодически, так скажем. Приходилось получать по лицу от каких-то неприятных мужчин в спортивных костюмах за то, что у тебя широкие штаны. И это крайне неприятные впечатления. Я считаю, что подобные люди должны знать своё место и вести себя спокойно.

Опять же, надо понимать правильно эту ситуацию, то есть мы до этого уже говорили тем людям, что им нужно покинуть это заведение, им не нужно тут быть абсолютно. Всё это было сделано в жёсткой, но в сугубо вербальной форме, и драка, которая завязалась, случилась исключительно из-за того, когда они снова вернулись во время очередной песни и мешали её исполнять. Я одного из них со сцены облил водой, и он в этот момент начал стягивать меня со сцены с явными намерениями со мной драться. То есть это была точка невозврата.

Камера зафиксировала то, что она зафиксировала, но люди делают из этого разные выводы. Кому-то это могло показаться каким-то актом агрессии с нашей стороны, что кто-то там что-то не так сделал или сказал, находясь возле сцены, и мы за это избили человека. Но, на самом деле, эти люди получили то, к чему они шли долго и целенаправленно. Они задевали и задирали людей, которые стояли рядом и слушали музыку, они были явно старше и сильнее, чем большинство людей в первых рядах. Ну, понятно, кто в первых рядах оказывается — это парни, девчонки по 16–18 лет, а там стояли просто два лба таких, около тридцатника, околофутбольной направленности, бухие, агрессивные и неприятные. Просто чмырили народ, который возле них находился. Это должно было каким-то образом закончиться. Мы были бы только рады, если бы в итоге всё закончилось мирно, но это не представлялось возможным, поэтому они и получили пи.дюлей. Очень простая история.

Что ты можешь посоветовать подрастающему поколению, как отличать «тру» рэп от «не тру» рэпа?

Эта тема заставляет меня постоянно глумиться, если честно. Эти бесконечные поиски настоящего, тру, тру, тру, тру, тру… Они какие-то странные… Попробуем перенестись в другую субкультуру. Вот соберётся толпа готов и начнёт выяснять, кто из них самый такой настоящий гот, а кто гот не очень. Вот у тебя ногти, например, чёрным не накрашены — ну какой же ты нахер гот?! Я люблю музыку бытовую, которая не завязана на каких-то сектантских замесах. Когда это уже принимает формы какого-то маскарада, игра в этом появляется, мне кажется — это нелепая мишура. Мы большинству тру-рэперов тру-рэперами совершенно не кажемся, потому что мы очень много для этого сделали. Мы играем живьём, мы используем элементы рок-музыки, у нас много припевов, которые пропеваются, у нас есть песни полностью панковские, какие-то там металлические, хардкор периодически даже попадается. В общем, мы рассматриваем хип-хоп как подход в целом, как взгляд на музыку. Нам абсолютно не чуждо использование сэмплов, издевательство над чужими фонограммами — это, на мой взгляд, очень интересно. Мы скорее рэперы, которые играют рок, но при этом не запариваемся на том, что это, возможно, делает нас менее рэперами.

В чём, по-твоему, заключается главная проблема человечества?

У англичан есть выражение, которое трудно перевести правильно на русский — «the way it is» — то, как это есть. Люди просто забывают, что они всего лишь маленькие муравьи, которые копошатся на поверхности огромного-огромного шарика, внутри которого происходят самые страшные вещи. И если вдруг с планетой что-то для планеты неглобальное случится, то придётся начинать заново весь эволюционный процесс, как было с динозаврами. Это банальные мысли, не я это всё придумал и осознал, просто многие почему-то на эту тему забываются. Я не знаю, почему.

Что ты можешь пожелать белорусским слушателям и любителям группы Nоize MC?

Мы вам желаем, чтобы белорусские власти так и не смогли прочитать наше название и написать его в кириллическом отображении в своих замечательных документах, и мы бы к вам приехали ещё раз с удовольствием с большим. Но если уж это произойдёт, мы ничего специально делать не собираемся, будем делать, что делали.


Фоторепортаж с минского концерта.

Автор: Евгений Карпов / Ultra-Music

Фото: Вячеслав Радионов

Группы: Noize MC

Ваш комментарий

Войти через Вконтакте Войти через Facebook

Если у вас возникли проблемы с авторизацией, сообщите нам на [email protected]