«Одна женщина загадала поехать в Америку, и сбылось…»

Возможность прикоснуться к своим традициям, пронесённым сквозь время и бережно сохранённым, подарили минской публике этнографические ансамбли из Ветковского района Гомельщины «Стаўбунскія вячоркі», «Задорынка» и исполнительницы народных песен из Неглюбки.

Пели наши предки круглый год. Однако особыми припевками и обрядами отмечались праздники земледельческого цикла. Начали концерт колядными песнями. На сцену скромно вышло несколько бабушек в традиционном убранстве. Словно с картинки…

— Па-а-а-ва лятала, — протянул сильный женский голос, и тут же его подхватили другие. Голоса ловко слились в один и, переливаясь, заполняли собой всё пространство. И сразу картина перед глазами: зима, деревня, всеобщее гулянье и песни, песни кругом.

Колядные песни сменились весенними. Чистыми, звонкими голосами звали девочки из святиловичского ансамбля «Задорынка» весну. Весна пришла, а вместе с ней и обряд вождения и захоронения стрелы. Этот обряд завершает весенние праздники и проводится на сороковой день после Пасхи.

— Стрела — это молния Перуна, которую от деревни нужно отвести, — рассказала мне после концерта Ирина Глушец, методист по этнографии и фольклору Гомельского областного центра народного творчества. — Во время обряда собираются все женщины и идут к ржаному полю. По пути водят хороводы на перекрёстках и во дворах. Мужчины тем временем могут только наблюдать. На поле также водят хороводы и поют, а после хоронят стрелу. Закопанной «стрелой» может стать игрушка, монетка или даже ниточки из одежды. Можно загадывать желания. Одна женщина загадала поехать в Америку, и сбылось… Потом во ржи качаются, говорят, чтоб не болела спина, ещё одна версия, уже научная, чтобы женщины обменялись силой с рожью.

Есть и ещё одна интересная традиция на Ветковщине. На ржаном поле садятся дети, между которыми женщины водят хоровод «змейкой», после чего они берут ребятишек на руки и подбрасывают их вверх, чтобы рожь росла высокой. Обряд вождения и похорон стрелы символизирует окончание весны и начало лета: после него нельзя было уже петь песни-веснянки.

В зал пришла осень со своими пениями и танцами. Частушки от Евдокии Барсуковой из Неглюбки привели публику в бурный восторг: кто прихлопывал, кто притопывал. Все посмеялись от души.

«Стаўбунскія вячоркі» представили мини-реконструкцию свадебного обряда Гомельщины. Во время пения женщины наряжали поставленную в буханку хлеба ёлочку для того, чтобы жених сначала выкупил деревце, а потом невесту.

По завершении земледельческих работ молодёжь собиралась на танцевальные вечера. Коробочку, краковяк, польку с командами, игровой хоровод «Я с цветком хожу» станцевал ансамбль «Задоринка».

На многих ли концертах вы бывали? А на многих чувствовали себя дома в кругу близких? Наверное, из- за этого чувства прощальный хоровод водили не только артисты, но и зрители, а кто-то и подпевал:

— Па вуліцы, па вуліцы па шырокай,
Па вуліцы па шырокай…

На широких улицах Минска не звучат эти песни, не звучат они и в домах горожан. Но когда есть возможность услышать их в живую, то отзывается что-то в душе. Эти песни чувствуешь сердцем.

Автор: Екатерина Климович

Фото: Екатерина Климович