Николай Рудковский: «Радио начинается с мойки окон»

У Николая Рудковского, экс-музыкального редактора радио «Unistar» есть страсть. Театр. Да, это тот самый Николай Рудковский, автор «Женщин Бергмана», «Слепой звезды», «Бога щекотки» и ряда других пьес. Вот и отправился корреспондент Ultra Music в главный корпус БГУ, где базируется радиостанция, чтобы узнать, как Николай переквалифицировался из драматурга в музыкального редактора.

— Традиционно вначале я прошу рассказать о том, как мой герой стал музыкальным редактором. У вас за плечами БГУ по специальности филология и БГУКИ — режиссура театра. Как же вас занесло на радио?

Совершенно случайно. Искали креативного, пишущего человека. В то время я уже ушёл из театра, и мне предложили попробовать себя на радио. Сначала это было просто сочинение реклам и программ, но это меня заинтересовало, так как было в новинку. Но драматургии я отдавал куда больше сил и времени, потому что все же это высокое искусство. На «Unistar» я уже больше десяти лет. И когда полтора года назад оказалось вакантным место музыкального редактора, то я с любопытством решил попробовать себя в другом качестве. Музыка всегда была со мной, ведь она везде: и в театре, и в душе, и в любви… Поэтому я согласился это место занять.

— Вы на «Unistar» с самого его основания. Скажите, если театр начинается с вешалки, то с чего же начинается радио?

С мойки окон (смеётся). 1 декабря 2000 года помещение было всё ещё в побелке, хотя открытие радио было намечено на 22 число. Вот нам и приходилось мыть окна, счищать с них лезвием краску, возиться с мебелью… Поэтому всё началось со строительства. Как закладывается дом, так мы закладывали и это радио.

— Почему первой песней эфира стала «Mambo #5»?

Ну, в то время эта песня была настоящим хитом. Да и первый слоган радиостанции был «Ударная волна Unistar».  Вот с бодренькой «Mambo» и начали.

— Как говорится, я б в редакторы пошёл, пусть меня научат. Только вот учиться-то негде и учить некому. Что же делать тем, кто мечтает об этой профессии?

Каждый становится редактором по-своему: кто-то, наверное, через постель (смеётся), кто-то волей случая, кому-то ангелы помогают, а кому-то — знакомства (смеётся).

— Среди наших музыкальных редакторов есть и выпускники журфака БГУ, и люди с абсолютно нежурналистским образованием.

К счастью, чтобы работать с музыкой, журналистом быть не нужно.

— Так расскажите, как человеку понять, что он может быть музыкальным редактором!

Во-первых, он должен быть творческим человеком. Конечно, обладать талантом композитора или дирижёра абсолютно не обязательно, но хотя бы слышать гармонию и понимать задачу радиостанции он обязан.

— А если бы мы решили сделать набросок портрета среднестатистического музыкального редактора, что бы у нас получилось?

Тут тяжело сделать обобщение… Возьмём, например, «Радио Рокс», где крутят шансон. Здесь я вижу один образ; «Хит-радио» или любое другое, чья основная целевая аудитория — молодежь,  — редактор, наверное, будет пирсингованным или с дредами (смеётся). Радио «Культура» — тут я вижу белый фрак. Так что если мы их всех скрестим, так сказать, то у нас и получится человек с кепкой на голове, одетый в белый фрак и с пирсингом в губе (смеётся).

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть хорошим музыкальным редактором?

У меня в компьютере есть целый файл, посвящённый этому вопросу! К примеру (зачитывает): «… человек должен быть обязательно аккуратен и обладать огромной работоспособностью из-за любви к своей работе, иметь сильный, быстрый и гибкий ум. Но прежде всего музыкальный редактор должен слышать».

— В моём предыдущем интервью с Юрием Буршем мы говорили о формате радиостанции и о том, как песне попасть в ротацию. Могли бы вы рассказать, какой именно должна быть эта песня, чтобы её могли услышать на волнах «Unistar»?

Это должна быть запоминающаяся мелодия, под которую сразу захочется двигаться или которой хочется подпевать. Песня, после первого же прослушивания застревающая на языке, которую хочется послушать ещё раз, узнать, как она называется и кто исполняет. Если текст русскоязычный, то он должен быть не просто с рифмами «любовь-морковь». Интересная, неожиданная и богатая рифма — вот это мы и ищем.

— Вы лично для себя успели за время работы на радио открыть новых исполнителей?

Конечно. Например, группа Green Pepper, хотя она далеко не коммерческая и не для широкого формата, но со своей изюминкой. LILAC. — у них свой интересный формат.

— В каждом интервью мы, так или иначе, затрагиваем тему 75% белорусской музыки. Скажите, правда ли, что эфир делится на 4 сектора, и каждый из них должен содержать эти самые проценты?

Каждый — нет. Деление идёт по-другому. Есть несколько белорусских трёхчасовых блоков: утренний, дневной и вечерний. Вот там 75% и звучат. А блоки эти так и называются — белорусский час. Иногда люди даже могут и не догадываться, что они слушают музыку белорусских исполнителей, особенно если она на английском языке. В этом и есть мастерство — построить эфир так, чтобы слушатель и не понял, что это белорусский час.

— Как вы думаете, за какой музыкой в нашей стране будущее?

Получилось так, что рок в Беларуси продвигается быстрее. Пусть не так ярко, как украинский, например, но всё равно именно он востребован за пределами страны. С поп-музыкой дела обстоят намного хуже. Однако, опять же, если радио станет крутить очень много рока, люди перестанут его слушать. Большинство слушателей хотят слышать на волнах именно поп. Радио — это фон, и он не должен быть сильно роковым. Можно поставить 2–3 песни просто для того, чтобы встряхнуть слушателя. Но если человек работает в офисе, рок-музыка на фоне может создать дополнительное напряжение, которое никому не нужно.

— Сами вы что предпочитаете?

К счастью, я всеяден. Могу пойти и на группу «АукцЫон», а могу и пуститься в дикий поп-пляс.  А вот если бы меня попросили выбрать последний концерт в своей жизни, я бы лучше пошел в Театр оперы и балета. Мне абсолютно нетрудно работать только с поп-музыкой. Моя всеядность в этом случае помогает мне оставаться объективным человеком.

— Кстати, а дома вы радио слушаете?

Нет, только если у меня есть какая-то конкретная цель для этого. Да и вообще, я бываю дома настолько редко, что просто не могу тратить время на прослушивание радио.

— Среди молодых музыкантов существует такой миф, что если нет знакомых на радио, попасть в ротацию невозможно. Мол, отправляем письмо за письмом, а редакторы по электронной почте не отвечают.

Это неправда. Можно сразу принести диск на радио, и он обязательно будет прослушан. Что касается писем, они могут банально не доходить. Если нас просят написать, берём мы песню или нет, то мы всегда на такие вопросы отвечаем. Иногда присылают песни и письма с нецензурной речью, которые хочется просто удалить, чтобы не оскверняли почтовый ящик (смеётся). Или вот присылают шансон. Вы хоть раз слышали подобную музыку на «Unistar»? Или рэп с хип-хопом — такое у нас тоже не крутят. И поверьте мне, ни один музыкальный редактор не откажется от хорошей белорусской музыки все из-за тех же 75%, которые хочется хоть как-то разнообразить.

— Что бы вы могли пожелать нашим музыкантам от имени радио «Unistar»?

У нас много хорошего музыкального материала, ничуть не хуже, чем то, что крутят на российских радиостанциях, например. Но хочется какой-то сенсации. Взять ту же группу «Тату». Они вошли в хит-парады Японии и Англии, но ведь это не значит, что они давали взятки английской королеве. Поэтому хочется просто пожелать больше таланта.

Автор: / Ultra-Music

Фото: Polina Coudine

Темы:

Комментарии: 9
  • Uzhik:

    чо за… кгхм… фотосессия?) это ж не глянцевый журнал!

  • Sevin:

    Че-то как-то все на одни и те же вопросы отвечают… Не мое дело, конечно, но ощущение, что лица есть, а личности не видно: одни и те же ответы на одни и те же вопросы, по сути. Попробуйте развернуть интервью не на должность музреда, а на него как на человека — так понятнее будет, почему он делает все именно так, а не иначе. Если конечно он не раб стратегии радиостанции… Хотя — да, Юнистар…)). Ниче руками не трогай, туда не лезь, сюда не ходи, а вдруг сломается?… А в целом — мило)). Кстати, а почему — ЭКС-музыкальный? Не часто ли? А главное — зачем? Там же еще со времен царя Гороха ничего в структуре плей-листов не меняется. Не все ли равно — кто?

    • Uzhik:

      недавно он получил должность креативного редактора) а на момент беседы был еще музыкальным) а вообще проблема есть, но в скором времени будет на сайте громадная вариация на тему музредов) будет оооочень интересно — инфа 100%)

      • Sevin:

        А кто такой креативный редактор? Человек, который пишет программы и рекламные ролики? Эту работу он делал на Мелодиях века, если мне память не изменяет. Как-то не повышение ни разу… Или я ошибаюсь?

    • интервью с музредакторами довольно тяжело готовить. вроде, в своих предыдущих статьях спросила все, что могла о том, что касается радио, ротации и т.д. раскрывать их как личностей — тут никогда не угадаешь. человек может быть разносторонним, но бывают и те, с которыми особо не о чем поговорить. задаешь вопрос, ждешь развернутый ответ — а получаешь одно предложение.
      я только ЗА то, чтобы разнообразить рубрику. все же не для себя пишу. ну хоть намекните, в каком ключе делать. нужно ли вообще писать о работе на радио? или вы хотите читать интервью личностей, а не людей, которые отбирают музыку?
      «Почему он все делает так, а не иначе» — тут вряд ли они будут по-разному отвечать))) независимых радиостанций у нас как-то почти не наблюдается.

      • Sevin:

        Дело не в независисмости, а в разнообразии. Если столько стонов по поводу того, что «мы звоним-пишем,а нас ротацию не берут» — то пусть музреды и отвечают: почему у них именно такая музыка, какой формат у радиостанции, какой должна быть песня, чтобы попасть в ротацию. Радио в Минске — однообразно до одури. Вот пусть и объясняют нам темным — почему их нужно слушать и чем они от остальных отличаются)).

        • после 4х интервью могу ответить сама на вопрос, как попасть в ротацию: сначала нужно сесть и послушать радиостанцию, затем свою песню — и сравнить))))) примерно так мне отвечали. вот и с Николаем мы этот вопрос затронули.
          а вот вопрос о том, почему их нужно слушать, возьму на заметку)