В 70-е годы президент Заира Мобуту проводил политику африканизации. В рамках этого политического вектора поддержку от государства получили местные группы, которые должны были представлять замену западной культуре.
В наши дни мейнстримовая поп-музыка Конго переживает застой и остается в рамках, сформировавшихся еще в конце 60-х. В этих условиях для западной публики открылись уличные группы, играющие современную версию традиционной ритуальной музыки. Чтобы адаптировать свою музыку к современной жизни, быть услышанными в условиях городского шума, музыканты были вынуждены модифицировать инструменты, что привело к неожиданным мутациям аутентичного звучания. Ритуальные песни конголезских деревень вдруг обрели много общего с западной авангардной рок-музыкой и электроникой. Для публики за пределами Конго эта музыка стала известна в первую очередь благодаря бельгийскому продюсеру Винсенту Кенису и лейблу Crammed Discs, которые организовали серию Congotronics, в рамках которой были выпущены альбомы групп Konono No 1 и Kasai Allstars.
Konono была основана Mingiedi Mawangu, переехавшим в столицу Киншаса из юго-западного региона Bas Congo. Его отец также был лидером группы и играл на ликембе (одна из разновидностей так называемого африканского ручного пианино), научив и сына не только играть на этом инструменте, но и мастерить его. Попав в Киншасу, Mingiedi Mawangu в скором времени собрал свою группу, однако город внес изменения в традиционную музыку. Для усиления звука Mingiedi мастерит звукосниматели, обматывая медной проволокой магниты из автомобильного генератора, и подключает ликембе к старым бельгийским усилителям, оставшимся еще с колониальных времен. Получившееся в итоге искаженное звучание стало основной фишкой группы.
Изначально группа называлась просто Le Groupe De Mingiedi. В 80-е они написали песню «Lufuala Ndonga», в припеве которой звучит слово Konono. Это слово происходит из языка Kikongo и обозначает чувство грусти. Песня стала очень популярна, и люди начали называть их «группа, которая поет Konono». Для молодых музыкантов, желавших учиться играть на ликембе, Konono стала чем-то вроде школы. По достижении определенного уровня мастерства музыканты уходили и основывали свои группы, которые они также называли Konono. Так в названии и появилось No 1, чтобы обозначить, что это и есть та самая оригинальная группа Konono, с которой все начиналось.
Группа была образована на закате колониальной эпохи, пережила три десятилетия диктатуры Мобуту и две кровавые войны. Konono оказали значительное влияние на местную поп-музыку: такие группы, как Zaiko Langa играли адаптированные версии их песен. Однако до начала нового тысячелетия группа оставалась на заднем плане. Единственной известная запись Konono за долгие годы была сделана в 1978 и издана в 1987 году на альбоме под названием Musiques Urbaines a Kinshasa, где присутствовал ряд подобных уличных групп.
Впервые Konono были услышаны за пределами Конго благодаря голландской панк-группе The Ex, которая организовала для них небольшой тур в Голландии, а позже издала на своем лейбле Terp альбом «Lubuaku». The Ex с тех пор регулярно играют на своих концертах одну из песен Konono No 1.
Еще в 80-е группой заинтересовался бельгийский музыкант и продюсер Винсент Кенис. Винсент не чужой человек в конголезской музыке: как музыкант он сотрудничал с такими местными звездами, как Franco Luambo и Papa Wemba. Кенис предпринимал попытки отыскать группу еще в конце 80-х, однако возможность впервые записать их ему представилась лишь в 2002 году. Винсент Кенис не раз высказывал свое отрицательное отношение к сложившейся ситуации в области world music, где зачастую продюсеры упрощают и усредняют звучание групп в угоду публике. В противовес этому он старается как можно меньше вмешиваться в творческий процесс африканских музыкантов, доверяясь им даже во время процесса мастеринга. Однако нельзя сказать, что обошлось без продюсерского влияния: получасовые джемы музыкантов были сформированы в законченные композиции продолжительностью 5–10 минут. Именно Винсент Кенис был инициатором создания музыкальной серии Congotronics (на сегодняшний день серия включает в себя 5 релизов).
Еще одна знаковая группа конготроники Kasai Allstars была сформирована при непосредственном участии Vincent Kenis. Бельгийский продюсер хотел представить европейской публике музыкальные группы из региона Касаи, однако, не имея финансовых возможностей устроить тур для двух или трех групп, он предлагает отдельным музыкантам объединиться в одну «супергруппу». Это весьма неожиданное предложение: хоть все и происходили из одного региона Касаи, принадлежали они к пяти различным этническим группам со своим языком, музыкальной культурой и публикой. У некоторых из них существует давний конфликт. Этот смелый проект неожиданно оказался жизнеспособным — Kasai Allstars продолжили играть вместе и после тура по Бельгии. В 2008 году на Crammed Discs вышел их дебютный сольный альбом «In the 7th moon, the chief turned into a swimming fish and ate the head of his enemy by magic»
В современном Конго группы, подобные Konono No 1 и Kasai Allstars, играющие традиционную музыку, не имеют значительной популярности, выступая только на похоронах и свадьбах. Со времен падения режима Мобуту в стране укрепили свое влияния различные христианские церкви, которые вытесняют из деревень традиционные ритуалы и ритуальную музыку, называя её сатанинской. Среди молодых музыкантов нет интереса к местной фолк-музыке, как это было в 70-е.
В то же самое время за пределами родной страны конготроника стала свежей струей в современной музыке. Эти группы дают аншлаговые концерты по всему миру от США до Японии. Konono записывались вместе с Björk, номинировались на Грэмми. Kasai Allstars выпустили сплит с американской инди-фолк группой Akron/Family. Помимо этого, все тем же лейблом Crammed Discs выпущен своеобразный трибьют конготроники под названием Tradi-Mods vs. Rockers, на котором свою интерпретацию композиций Konono No 1 и Kasai Allstars представили альтернативные рок- и электронные группы, такие, как Animal Collective, Deerhoof, Oneida и другие. Продолжением этого трибьюта стал проект Congotronics vs Rockers, выступивший летом 2011 на нескольких европейских фестивалях. В него вошли музыканты групп Konono No 1, Kasai Allstars, Deerhoof, Skeletons и Wildbirds & Peacedrums.