Уже в шестой раз пройдёт международный фестиваль «Вольнае паветра». 24 августа в «Шаблях» выступит шесть коллективов из Беларуси, Германии и России. Организатор фестиваля, хозяин хутора Владимир Шаблинский рассказал Ultra-Music об эволюции фестиваля, «сотрудничестве» звука и природного рельефа и ужесточении правил на чемпионате по метанию кизяков.
— Впервые фестиваль «Вольнае паветра» состоялся в Крупском районе. Как он «перебрался» в «Шаблі»?
— Предполагалось, что «Вольнае паветра» постоянно будет проводиться в Крупках на реке Бобр. Фестиваль был инициирован при поддержке Сергея Левина — тогдашнего владельца пивоваренной компании «Сябар». Первое «Вольнае паветра» было проведено в Крупках, однако потом, к сожалению, Крупский райисполком отказал в проведении фестиваля именно в этом месте. И отказал достаточно поздно, поэтому согласовать новую площадку было очень проблематично, особенно после взрыва на стеле «Минск — город-герой». Хутор тогда был совсем в другом состоянии — мы купили его в 2004 году, и я только мечтал, что когда-нибудь внизу на Буянке мы поставим сцену. Это было на уровне шутки. А после отказа Крупского райисполкома решили провести фестиваль в «Шаблях» в виде закрытого мероприятия. Фактически это был большой корпоратив для сотрудников компании «Сябар» и для творческой интеллигенции — друзей хутора. Некоторое время фестиваль проходил именно так. Мог приехать любой желающий, но он каким-то образом должен был быть связан с общей цепочкой знакомых, проходящей через хутор.
— Сегодня «Вольнае паветра» — это своего рода визитная карточка хутора. Как эволюционировал фестиваль с 2006 года?
— Объективно любой фестиваль должен расти, насыщаться технологически и административно. И вот эти рамки фестиваля с непонятным статусом стали тесными, поскольку фестиваль уже начал вызвать резонанс в прессе. Мы поняли, что хутор «Шабли» нужно начинать позиционировать как концертную площадку, получать разрешение в Воложинском райисполкоме. А в этом году разрешение выдавал уже Миноблисполком: выросло количество посетителей фестиваля.
Я вижу юридическое развитие фестиваля: из закрытой тусовки, междусобойчика, фестиваль стал открытым для посещения любым зрителям. Билеты теперь доступны для покупки и в других странах. К нам приезжают и литовцы, и русские, и украинцы. Это тоже эволюция фестиваля. Бренд «Вольнае паветра» уже известен не только в Беларуси, но и в музыкальный кругах в Европе. Музыканты общаются по своим профессиональным каналам, рассказывают про него. Это зритель может забыть название фестиваля, а музыкант не забудет, если ему там понравилось.
Музыкальной составляющей фестиваля в разные годы занимались разные команды. И уже в зависимости от умений и вкусов этих людей фестиваль имел то или иное звучание. Оно всегда было разным — и это прекрасно. Мы ушли от первого позиционирования — «фольклорный фестиваль», а в позапрошлом году с Сашей Богдановым придумали подстрочник «фестиваль нового этно». Это очень широкие рамки: сюда можно включить все коллективы, которые исполняют национальную музыку в современной обработке.
— Как будет звучать «Вольнае паветра» в этом году?
— Начнем с того, что звуковая волна на опен-эйре может развернуться столько раз, сколько ей необходимо. Если ещё есть прикольный рельеф местности — естественный амфитеатр — это улучшает место проведения фестиваля. Это как раз случай хутора — естественный склон реки Буянка позволяет зрителям находиться в удобном месте, видеть и слышать все происходящее. Если при этом будет хорошая погода, любая музыка зазвучит великолепно. Мы делаем две сцены: нижняя на Буянке и верхняя на самом хуторе. Частично будет разделен лайн-ап: в то время, как на нижней настраивается один коллектив, на верхней играет второй. Иногда они будут пересекаться. В прошлые годы было какое-то количество нареканий на то, что одна сцена перекрывает другую, но я считаю, что это совершенно нормально и естественно: если тебе нужна музыка с одной из сцен, ты просто подойдешь ближе. Но вот на выступлении Namgar, группы, звучащей тихо, мы будем отключать верхнюю сцену.
Выбор музыкальных коллективов происходит так, чтобы не перегрузить и не утомить человека, дать ему возможность послушать что-то одно, то, что его зацепит. Музыкальный ряд подобран так, чтобы коллективы были совершенно разными. К примеру, в этом году будут коллективы Namgar — буряты, и Theodor Bastard — коренные питерцы. Theodor Bastard играет музыку мегаполиса, а Namgar играет музыку степей. Естественно, это коллективы для разного слушателя. И для посетителей фестиваля есть возможность послушать полтора часа то, что им нравится, а потом пойти гулять.
— Какая программа будет для тех, кто хочет погулять?
— Вокруг хутора уже сложился круг дружественных коллективов, представляющих различные спортивные и околоспортивные развлечения. Уже традиционно на фестивале будет йога и капоэйра. На «камнях» в углу хутора расположатся торговые ряды. К специализированным площадкам мы имеем мало отношения — мы просто предоставляем места, и люди занимаются своим делом. Правда, есть оговорка: один из принципов хутора — мы не пускаем сюда людей, перепродающих что-то чужое и продвигающих в мир матрицу. Перепродажа известных марок, пускай даже молодежных и адаптированных под активный образ жизни, у нас запрещена. Очень рад, что мы подружились с ребятами из троллейного клуба. Они повесили нам трассу, катали посетителей битлз-фестиваля, будут катать и посетителей «Вольнага паветра». А если позволит погода, будем катать людей ещё и на воздушном шаре.
— А как насчёт традиционного чемпионата по метанию кизяков?
— Он, конечно же, будет и в этом году. Традиционный приз для победителя — ящик шампанского. Рекорд сегодня составляет 76 метров. Но мы хотим ужесточить правила. Дело в том, что кизяки находятся в том аутентичном состоянии, как нам их подарили животные. И многие хитрили и сминали кизяк в более круглую и увесистую форму. И вот таким образом рекорд и был достигнут. А правильно кидать его в «первозданном» состоянии. Естественно, он разлетается в воздухе, но мы будем считать расстояние по последнему мельчайшему кусочку. Для всех участников чемпионата приготовлен магнитик на холодильник с афишей фестиваля и маленький кусочек кизяка в целлофановом пакетике на память.
— В этом году в «Шаблі» добраться проще.
— Лето для всех владельцев автобусов — это горячий сезон по вывозу людей в Европу. Мы подружились с одной из организаций, поэтому будет специальный маршрут на хутор от станции метро «Каменная горка». Сейчас это начинает пользоваться спросом. Для тех, кто добирается на фестиваль электричками, мы сделаем маленький автобусный маршрут от станции «Воложин».
— Куда пропал «младший брат» «Вольнага паветра» — фестиваль «Шаманы Шаблі»? Будет ли он проводиться в следующем году?
— Ситуация с домом сильно подкорректировала планы. Если на следующий год мы планировали три фестиваля, то, скорей всего, ограничимся двумя. Думали о проведении фестиваля «Шаманы Шаблі» в середине лета. Но этот фестиваль — полностью дотируемый проект. Прошлые «Шаманы» обошлись в минус 50 миллионов. В этом году этих лишних финансов не было, все деньги мы хотели инвестировать в дом и до конца года его сделать, а на следующий год пустить какие-то ресурсы на «Шаманы Шаблі». В данной ситуации я могу точно сказать, что фестиваля в следующем году не будет. Это формат эксклюзивного маленького концерта для 300–400 человек. Это полностью некоммерческий проект. Поэтому ограничимся двумя фестивалями: Beatles Shabli в начале сезона, и «Вольнае паветра» — в конце.