Корреспондент Ultra-Music встретился с могилевчанами Nizkiz, победителями белорусских отборочных туров фестивалей Emergenza и «Соседний мир», и поговорил с ними о благотворительности, девушках и лишнем весе.
«Наш дебютный альбом был записан на трёх аккордах»
— Последнее ваше выступление состоялось в рамках «Благотворительного концерта отличной музыки». Как всё прошло?
Саша (вокал): Мы думали, будет меньше народа — или это просто люди меньше курить стали? Когда заходили внутрь, то по курильщикам на улице подумали, что мало кто вообще пришел.
Дима (барабаны): Всё прошло хорошо, и мы собрали достаточно денег (смех группы), то есть не для себя, конечно. Если говорить честно, то нам было приятно выступить на таком мероприятии.
— Я заметила, что во время вашего выступления юноша в инвалидной коляске поднялся и стал подтанцовывать.
Дима: Хотя бы поэтому концерт удался.
Саша: Вот это сила воли у парня. Если бы нам сказали, что придёт только три человека на концерт, то мы бы с удовольствием сыграли и для них. Если бы они поднялись и танцевали так же.
Дима: Отдача зала не зависит от количества людей в нём. Энергетика может исходить и от пяти человек.
Митя (гитара): Когда меня учили стрелять в армии, то сказали, что отдача будет очень сильная… :)
— Ты служил в армии? По твоей причёске не заметно.
Саша: Мы действительно нашли у него в шкафу какую-то форму, правда, с бахромой и бисером :)
Митя: Плохо быть «волосатым». Ребята, не отращивайте волосы, потому что над вами все будут смеяться и….
Саша: …и заберут в группу.
Митя: … и заставят выучить пять аккордов вместо трёх, которые ты любишь играть.
Саша: Это трудно, причём чередовать гораздо сложнее.
Митя: Короче, вам это надо?
Саша: Изначально наш дебютный альбом был записан на трёх аккордах. Потом, когда Митя пришёл к нам в группу, надо было как-то показать, что мы разноплановые ребята, и добавили ещё два аккорда. Делали вид, что знаем эти два аккорда, но на самом деле учились вместе с ним.
Митя: Ладно, я сам не понимаю, о чём вы :)
— А на втором альбоме сколько будет аккордов?
Митя: А на втором будет пианино и акустика, аккордов вообще не будет.
Саша: Пианино просто будет стоять, без аккордов :)
— А когда его ждать, наконец? А то вы всё обещаете и обещаете.
Саша: Ну, чтобы опять не обещать, то в конце года.
Дима: В наших реалиях тяжело устанавливать какие-либо сроки. Зерно тоже обещали вовремя собрать.
Митя: Конец второго сезона третьего квартала :) Завтра мы все пойдем на селекторное совещание, будем получать :)
Дима: Работа идёт, черновой вариант уже есть, скоро начнём все это записывать. Поэтому альбом выйдет примерно в конце этого года — начале следующего. Будет хорошая работа, мы продумываем промо-кампанию. Мы всегда стараемся быть новаторами, изобретаем какие-то фишечки для запуска этой «бомбы замедленного действия».
Митя: А если ребята будут надо мной прикалываться, я выкину демо-записи в интернет, и выход второго альбома омрачится.
Саша: Или, наоборот, все скажут: «Какой модный грязный звук».
Сергей (бас): Значит, мы последуем примеру группы «Фактор-2»: чем хуже, тем лучше.
Дима: Только текст надо немножко ухудшить.
Саша: Ухудшить? Куда уж хуже?! :)
— А как у вас дела обстоят с клипами?
Митя: Седьмой наш клип пока монтируется. Он будет про лето, как у группы Hi-Fi. До выхода осталось совсем чуть-чуть, премьера будет осенью.
Саша: Чтобы люди, которые хорошо отдохнули летом, осенью виртуально смогли вернуться обратно в теплые деньки.
Митя: Прыгнули в лето с парапета, и в облака. Потому что на «Соседнем мире» была хорошая атмосфера, и мы решили её передать в виде live-видео.
— Вам было обещано три клипа. Один снят, второй в процессе, а третий?
Митя: А третий пока перенесли на неопределенный срок. Тендер подводит, не нашли подрядчика :) Но мы уже ездили и смотрели отснятый материал. Вносили корректировки, каждый сказал свое «фу», и теперь монтажёр страстно работает.
«Лучшая реклама — это сольный концерт в „Салтайме“»
— А как будете рекламировать новый альбом? Теперь без маркетинга никуда.
Митя: Сейчас проходит кастинг…
Саша: … на лучшую рекламу.
Митя: Нет, на девушек, которые будут рекламировать альбом. Мне нравятся где-то три.
— Зачем вам девушки?!
Саша: Для взрослых ребят такой вопрос… :)
Митя: На самом деле, мы смотрели клипы на YouTube, у которых миллиард, два миллиарда по просмотрам.
Саша: И все наши клипы.
Митя: И там всюду девушки, которые что-то изображают.
Саша: И негры. Негров тяжелее найти.
Сергей: Негры — это не толерантно. Надо афроамериканцы.
Саша: Точно. Запикаете потом это.
Митя: И поэтому мы решили сделать ставку на красивых девушек отечественного производителя. Нет, лучшая реклама — это сольный концерт в «Салтайме».
— Разве концерт в «Салтайме» лучше, чем победы этим летом на фестивалях?
Саша: Мы недавно отыграли сольник в «Салтайме», это была закрытая частная вечеринка. Хотя туда и не пускали.
Митя: Да, о нём никто не знал. Умышленно ограничили круг людей. И потом когда карты раскрылись, все стали спрашивать: «Почему вы нас не предупредили?»
— Вы говорили, что альбом будет каким угодно, но не взрослым. Почему не любите слово «взрослый»?
Саша: Потому что меня всегда смущает, когда ребята выпускают дебютный альбом, а потом говорят: «Он был таким, а вот второй будет более взрослым». И мы официально заявляем: наш второй альбом не будет взрослым. Он будет к-к-классным.
— Ещё вы после участия в фестивалях сказали, что отношение к белорусам на таких мероприятиях как к провинциалам. Это так?
Саша: Публика не считает нас провинциалами, это считают организаторы конкурсов. Часто видишь, что к тебе так относятся: «А, эти ребята, всё с ними ясно. Лучше обратите внимание вон на тех»…
Саша: Тяжело ломать стереотипы по отношению к белорусам у организаторов, но это интересное и азартное занятие, а впоследствии и приятное. На белорусах уже стоит определенное клише, это чувствуется при общении, но мы делаем максимально то, что нам нравится, то, что мы хотели бы видеть и слышать. И как результат получаем положительные отзывы организаторов и коллег по цеху, иногда совершенно неожиданно. Допустим, взять тот же фестиваль Emergenza, где мы победили и поехали в Москву. Представитель российской стороны после выступления подошел к нам, пожал руку и сказал: «Ребята, в первый раз вы мне не „зашли“, а сейчас вы вообще шикарны», — ая-яй и всё такое. Хотя на саундчеке никаких предпосылок этого не было.
Дима: Главное, делать свое дело от души, и тогда все стереотипы можно сломать.
«Нас в Минске знают больше»
— Как сейчас в Могилёве дела обстоят с рок-сценой?
Митя: Раньше колбаса в Могилёве была вкуснее, трава забористей…
Сергей: Движение сильнее.
Саша: Может, потому оно и было сильнее?
Митя: О Могилёве можно говорить долго. Или вы про рок-движение? А то я думал про ратушу рассказать. И танк у нас ещё есть.
Было, короче, такое. Было рок-движение, такая тема на территории Могилёва, этак года четыре назад.
Сергей: Лет пятнадцать.
Саша: Если откровенно говорить, мы считаем, что всё волнообразно. Лет 15 назад был подъём, потом лёгкий спад — и снова подъём. «Глюкі», Akute, Nevma, те же «Сердце Дурака», «АвангардШкола», 3t.ON, BEZ.NOT — всё это мощный подъём. Могилёвская рок-пушка выстрелила множеством качественных групп, которым по силам соперничать с российскими и белорусскими группами. А сейчас опять спад. Во-первых, мало концертов. Нет стимула для молодых групп двигаться куда-то. Участвовать в конкурсах — для этого они малоизвестны. Какой-то опыт, на который можно опираться, — они его не застали. То есть, не застали эту армию рок-групп, с кого можно брать пример.
Дима: Надеемся, что эта синусоида пойдёт вверх.
Митя: Недавно ко мне в Могилёве подошёл один чел и сказал: «Волосы начал растить как у тебя, тоже гитарист, буду ими махать».
Саша: Видите, это первый шаг, чтобы организовать группу.
— Теперь в Могилёве знают, что вы победители многих конкурсов?
Саша: Не сказал бы. Нас в Минске больше знают. В Могилёве мы знакомые знакомых, а то, что мы куда-то ездили и где-то побеждали, — неизвестно. Опять из-за недостатка достойных мероприятий. Если у нас организовывают концерт, то заезжей знаменитости. Мы за два года там один раз выступили, в позапрошлом году, в декабре. Не хочется на самом деле приходить на «солянку» с плохой посещаемостью. Нет, мы выступим и для троих, но… но заработок маленький :)
— Вы же все работаете помимо занятий музыкой? А как отпрашиваетесь у начальства на концерты?
Митя: Убегаем. Говорим: «Директор…» — а дальше вы знаете.
Дима: Каждый выкручивается, как может. Кто-то отрабатывает в выходные.
Митя: А Дима отрабатывает удары на начальстве :) Если директор не отпускает, Дима начинает на нём триоли репетировать.
Дима: Каждый лучше знает подход к своему начальству. Кто-то конфеты покупает, а кто-то и покрепче.
Митя: А кто-то вообще без начальства. И будет скоро магистром.
Дима: Работа — это не преграда.
— А что преграда?
Митя: Преграда — если у меня вырастет пивное пузо: не смогу нормально по сцене ходить.
Сергей: Многие так ходят.
Саша: Одна из причин, по которой мы держим его в группе, — это чтобы он контролировал свой вес. Перед каждой репетицией ставим его на весы и если замечаем, что он стал не таким подвижным, просим операторов на концертах снимать исключительно его. Отсматриваем видео, и если он не так широко шагнул или не так высоко прыгнул, или что-то дернулось под майкой…
Дима: На самом деле, он идеальный противовес в легковой машине. На одной стороне сто килограмм, и на другой, с ним и гитарой.
— Какой вопрос вам чаще всего задают журналисты?
Саша: «Какой ваш слушатель?» Всегда ставит в тупик.
— Какой ваш слушатель?
Митя: Прежде всего, это мой кот, мой брат и моя бабушка, которая отслушивает все треки и говорит свое веское слово. Она воспитывалась на советских классических песнях… Ее мнению грех не доверять.