Микаэль Станнэ: «Бывает, просыпаешься с бодуна и думаешь: „Я, что, действительно на другой стороне планеты?“»

Первопроходцы стиля melodic death metal, лидеры и долгожители шведской метал-сцены Dark Tranquillity посетят Минск 24 мая. Накануне концерта вокалист группы Микаэль Станнэ поделился с корреспондентом Ultra-Music впечатлениями от записи последнего альбома, рассказал о своём отношении к хоккею и порассуждал, что изменилось в коллективе за годы существования.

Mikael Stanne

— Вы посетите Минск уже во второй раз. От прошлого концерта остались впечатления?

— Конечно! Я хорошо помню тот приезд и помню, каким фантастическим он получился. Если играешь первый концерт в стране, где раньше не бывал, присутствует момент неожиданности. До нас доходили лишь слухи от других групп о том, как классно у вас играть. А когда я выхожу на сцену, до конца не зная, чего ожидать от шоу, это впечатляет меня невероятно. В Минске я чувствовал и много радости, и много ответственности. А еще мы впервые встретились с друзьями, с которыми раньше связывались только в онлайне. Мы действительно с нетерпением ждем возвращения и уверены, что шикарно проведем время.

— Многие метал-группы говорят, что фанаты из Восточной Европы — самые безумные на континенте. Согласны?

— Да, абсолютно согласен. Думаю, это связано с тем, что у вас проходит не так много метал-концертов и ваша публика голодна до хорошей музыки на сцене. Это всегда приятный бонус для нас.

— После того, как ваш басист Даниэль покинул группу, кто играет вместо него? Кто будет играть на бас-гитаре на минском концерте?

— Мы искали Даниэлю замену, но так и не нашли. Когда мы собрались вместе для записи последнего альбома, приложили максимум усилий и решили не принимать в коллектив никого нового. У нас есть неплохо записанные басовые подложки, и даже если на сцене это выглядит странно, работает хорошо. Поэтому последние годы мы играем без басиста.

— Вы записывали свой последний альбом «Construct» с Йенсоном Богреном, известным по 10 годам работы с крупными группами. Понравилось работать с ним?

— О да, очень! Нам не потребовалось много общаться по работе, поскольку записывались мы самостоятельно на студии Мартина Брендстрёма (клавишник группы — прим. UM). Потом мы проверили все звуки, собрали файлы и отправили их Йенсону, и тот сделал с ними что-то магическое. Я очень рад результату: альбом звучит безупречно. Я большой фанат Йенсона, и даже печально, что мы по-настоящему не потрудились вместе. Мы сделали свою часть, он — свою, и результат вышел фантастический.

— Он сильно изменил ваше звучание? Возможно, что-то из сделанного им отличалось от того, чего вы ожидали?

— Да, звучание, безусловно, изменилось. В общем миксе он подчеркнул главные мелодии, а также вытянул вперёд много электроники. Обычно это трудно сделать из-за гитар, скриминга, всех этих штук… Но Йенсону действительно удалось сбалансировать в миксе всё, и альбом звучит сверхкачественно. Послушайте сами! :)

— Dark Tranquillity — пионеры melodic death metal. Чувствуете своё влияние на мировую музыку?

— Ох, даже не знаю. Конечно, иногда люди говорят мне это, однако я не особенно об этом думаю. Тот факт, что есть немало групп, на музыку которых мы повлияли, очень почётный и приятный. Но в то же время это вызывает во мне странные ощущения. Я хорошо помню, как сам в своё время почти поклонялся своим любимым группам, и сама мысль, что кто-то таким же образом восхваляет нашу группу, остаётся для меня непостижимой.

Mikael Stanne

— По вашему мнению, музыка Dark Tranquillity сильно изменилась со времён, когда вы только начинали играть?

— Конечно! За эти двадцать пять лет мы по-настоящему узнали, что к чему. Я думаю, что основа той музыки, которую мы начинали играть когда-то давно, осталась. Первоначальное ядро нашего творчества — мелодичная музыка с немалой долей агрессии, интенсивности, с большой страстью, и это ядро не изменилось вовсе. Мы применяем всё те же термины и тот же жаргон, когда говорим о музыке. Конечно, время приносит что-то новое, и я надеюсь, что мы научились вещам, которые делают нас лучшими. Я очень горжусь тем, что мы сильно развились за это время, но в то же время не потеряли того, что в нашей музыке является действительно важным.

— Вам иногда хочется поэкспериментировать со стилем? Никогда не хотелось добавить, скажем, немного диско или хип-хопа в звучание группы? :)

— Нет-нет, никогда :) Мы экспериментируем, пытаемся добавлять новые вещи в наш стиль, и для меня этого достаточно. Мне нравится, когда мы пытаемся при создании музыки выйти за пределы комфорта и попробовать что-то действительно новое. Это создаёт вызов, заставляет экспериментировать, и это классно.

— Вы играете уже 25 лет, записали за это время 10 альбомов. Не устали от музыки?

— Конечно, мы устали от самих себя, от нашего звука, от нашей музыки. Всё утомляет. Но когда приходит время выступления, ты забываешь все плохие мысли, которые накопились за день. Всё негативное улетучивается в один момент, когда ты выходишь на сцену и видишь публику, смотришь в глаза зрителей. Ты чувствуешь: вот то, ради чего мы здесь, вот то, что мы делаем. И вот причина, по которой мы так любим свою работу.

Бывают и моменты, когда просыпаешься с бодуна и думаешь: «Oh fuck, я, что, действительно на другой стороне планеты? Я же должен быть со своей семьёй!» Но, с другой стороны, мы занимаемся музыкой уже больше половины своей жизни. Мы начинали, когда нам было по 14, и со временем музыка стала частью нашей повседневной жизни, нашей рутиной. У каждого своя рутина.

— Сегодняшние туры сильно отличаются от тех, что были в 90-х? Когда было веселее — раньше или сейчас?

— Безусловно, сейчас. Думаю, качество наших туров растёт с каждым годом. Когда мы только начинали кататься по миру, мы были скорее представителями андеграундной сцены. Теперь музыка, которую мы играем, общепризнанная, и мы можем ехать с концертами в такие места, о которых раньше и думать не приходилось. Ощущение, будто мир для нас становится меньше, и это классно. К тому же у нас отличная команда, туры получаются более уютными и тёплыми.

— Вы пишете все тексты для группы. Откуда берёте вдохновение для песен?

— Когда я вижу в мире что-то отвратительное, в первую очередь, лицемерие, это приводит меня в бешенство. Долгое время я был разочарован религией: считаю, что это путь медленного уничтожения мира. У меня скептические взгляды на жизнь, и когда я прихожу в состояние такого бешенства, злобы, я становлюсь, наверное, наиболее креативным. Я не сплю всю ночь и пишу, пишу, пишу. Всё вдохновение из тех вещей, которые я вижу. Маленьких вещей, которые взрывают.

— В ближайшее время у группы не очень много концертов — только мини-тур по Беларуси и России и выступления на фестивалях. Когда появляется свободное время, как вы его проводите?

— Как раз сейчас я на фестивале в Голландии — приехал посмотреть на целые тонны прекрасных, невероятных групп. Так и люблю проводить время — ходить на концерты, фестивали, зависать с друзьями. А в перерывах я дома с моей семьёй.

— Любите подарки от фанатов? Возможно, можете дать совет минским фанам, что захватить для вас на концерт?

— Подарки — всегда супер! Некоторые знают: я очень люблю локальное, крафтовое пиво из маленьких пивоварен. В США специально приносили мне местное пиво, и это было фантастически! А в Японии люди знали, что я люблю аниме, и я привёз оттуда целые тонны милых игрушек. А пару недель назад в Греции я получил отличный односолодовый виски, которым очень сильно проникся. А больше и не надо ничего!

— Сможете дать совет молодым музыкантам, как достичь уровня, которого достигли Dark Tranquillity?

— Пытайтесь быть оригинальными. Пробуйте создавать то, чего раньше не делал ещё никто, и держитесь за это. Найдите свой стиль, свой путь, свой звук, и держитесь за них. Отдайте этому большую часть времени, репетируйте, как маньяки. Я постоянно вижу молодые группы, которые ещё и играть толком не умеют, не знают, как сделать что-то действительно уникальное, но издают альбомы. Просто потому, что хотят быть успешными, прорваться. Не торопитесь! Останьтесь на репточке ещё на год, прежде чем что-то записывать, — вот вам мой совет.

— Во время вашего приезда в Минск в городе будет проходить чемпионат мира по хоккею. Любите хоккей? Может, собираетесь сходить на какой-то матч?

— Я вообще не спортивный парень, не интересуюсь ни одним видом спорта. Но некоторые парни из группы просто одержимы спортом! Им, наверное, понравится.

Автор: Мікалай Янкойць, Сергей Харитонов

Группы: