Новый кинофестиваль «Белое зеркало» стал условным конкурентом традиционного «Лістапада». И конкурировал достаточно успешно. Взяв за основу концепцию соединения музыки и кино, организаторы за четыре дня попытались рассказать и показать максимально много: от кинематографических лент о бразильском движении до таперских показов и короткометражки белорусского блогера-путешественника. Жирную точку поставили концертом The Tiger Lillies, до этого выступавших в Минске в 2011 году. В итоге мероприятие выделялось из всех тематических минских кинопоказов.
«Всё началось с концерта группы The Tiger Lillies, который не очень нас зацепил»
— Фестиваль кино и музыки «Белое зеркало» задумался год назад мной и соорганизатором Еленой Оливой, — рассказывает организатор фестиваля Александр Богданов. — Изначально этот фестиваль планировался для того, чтобы мы, организаторы, почувствовали себя в роли публики. Мы сделали этот фестиваль для себя и для публики, похожей на нас, публики, которая открыть для себя что-то новое. Всё началось с концерта группы The Tiger Lillies, который мы просмотрели на фестивале «Джаз Коктебель» два года назад. Честно говоря, этот концерт не очень нас зацепил. Мы посмотрели его, и это было впечатляюще, но не настолько, чтобы испытать музыкальный катарсис. Но после концерта мы посмотрели фильм Сергея Бодрова-старшего «Пьяный матрос», и тогда нам всё стало понятно. После этого фильма нам открылись новые грани творчества этих музыкантов. Мы снова попали на концерт The Tiger Lillies, и ощущения были абсолютно другими. И мы решили обязательно показать фильм «Пьяный матрос» перед выступлением группы в Минске, чтобы люди почувствовали, что делают эти музыканты. Мы очень долго выбирали фильмы — по личному вкусу: это фестиваль не объективный. Мы смотрели фильмы, которые было бы интересно посмотреть публике, которые оставят что-то в человеке, после которых человеку захочется попасть туда — на обратную сторону экрана.
Организаторы выбрали три фильма. Первый — бразильский — «Тропикалия», после которого последовала большая вечеринка с бразильской музыкой Feel Brazil Movimento, далее — мультипликационный фильм для взрослых «Чика и Рита» о кубинском джазовом пианисте и кубинской певице и вечеринка Cuba Libre. И напоследок — фильм «Пьяный матрос» и концерт группы The Tiger Lillies.
«Главный фильм фестиваля — „Пьяный матрос“»
В процессе создания фестиваля программа дополнилась тапёрскими показами, которые демонстрируют переплетение кино и музыки.
— Было выбрано три немых фильма — «Космический рейс», «Молчи, грусть, молчи» и «Менильмонтан», — рассказывает Максим Шумилин, организатор тапёрских показов. — Эти три фильма не составляют определённой программы с одной идеей¸ но их можно довольно условно объединить русским происхождением. Хоть и фильм «Менильмонтан» снимался во Франции, его режиссёр эмигрировал туда после революции.
Первый фильм тапёрской программы «Космический рейс» был снят в СССР в 1935 году, а «Молчи, грусть, молчи» ещё раньше — в 1918 году. Озвучивали фильмы в живую проект «Грезы Пафнутия» и трио «Манипура». Последние — музыканты с классическим образованием, играющие смесь классики, эмбиента и электронных миксов. Последний фильм, «Менильмонтан», в одиночку озвучил Егор Забелов. Музыкант с этим проектом уже выступал в странах ближнего зарубежья.
Главным фильмом фестиваля, по словам Александра Богданова, стал «Пьяный матрос», посвящённый группе The Tiger Lillies.
— Когда мы были на фестивале «Джаз Коктебель» и видели The Tiger Lillies, Артемий Троицкий спросил: «Кто смотрел „Пьяный матрос“?» Я думала, сейчас все петербуржцы поднимут руки, но было всего две руки, соответственно, этот фильм не видел никто, хотя он снят в 2007 году, — рассказала соорганизатор фестиваля Елена Олива. — Когда мы познакомились с Сергеем Бодровым-старшим и сказали, что, вот, будет концерт, и очень хотим показать фильм, он обрадовался и отправил нас к помощнице. Выяснилось, что у самого Сергея Бодрова, режиссёра, оригинала этого фильма нет. Мы искали его месяц по всем кинокомпаниям и нашли буквально за несколько дней до открытия фестиваля. Мы верили и надеялись на чудо. Фильм нашли после того, как помощники Сергея Бодрова сказали: «К сожалению, копии этого фильма больше не существует ни на одной кинокомпании, которая снимала этот фильм, ни у The Tiger Lillies, ни у Бодрова в личной коллекции. Единственное, есть TV-RIP с канала СТС». И маленький хвостик на контакт. Саша созвонился, поднял всех на уши, и этот фильм нашли. Теперь он будет у нас. По-видимому, единственная существующая копия этого фильма.
«Феномен уличной музыки»
Ещё одно событие «Белого зеркала» — показ пятнадцатиминутного документального фильма об уличных музыкантах, снятого белорусским путешественником и автором блога Worldstreetmusic Сергеем Лепченковым.
— Мой фильм называется «Феномен уличной музыки», — рассказывает Сергей. — Снят он был около года назад в рамках моего проекта — блога об уличных музыкантах. Я очень люблю путешествовать, бываю в разных странах, и там я стал замечать много музыкантов, каждый из которых был действительно талантлив. Было не понятно, почему эти музыканты играют на улице. Я начал интересоваться этим вопросам, и на отдыхе в Барселоне снял гитаристов, играющих фламенко. Выложил их на youtube, и они произвели небольшой фурор — почти миллион просмотров.
В следующем году я решил, что надо бы поехать и поснимать этих музыкантов, дать возможность людям со всего мира увидеть их в рамках одного проекта, в одном видеоблоге. Мой бюджет был достаточно ограничен — около 300 долларов, и все музыканты, в основном, снимались в Барселоне и Париже. Путешествовал я автостопом и лоукост-авиалиниями. По сути, фильм был сделан только потому, что мне очень этого хотелось. Я провёл в Европе около месяца и снял около 200 роликов с замечательными уличными музыкантами.
По сути, «Белое зеркало» — это абсолютно новый для Минска формат, сочетающий сразу несколько видов искусств. И даже в условиях узких рамок, продиктованных регламентом фестиваля, событие стало откровением для киноманов, своего рода ликбезом для любителей музыки и праздником для ценителей тематических вечеринок.