Воскресным вечером в городе Минске был воскресный вечер. Только в клубе «Мулен Руж» произошло искривление времени и всех посетителей выбросило в CPEDУ. В Jazz CPEDУ.
Первый клубный фестиваль белорусского джаза вырос из еженедельных сейшнов в «Граффити». Небольшой уютный клуб не смог бы принять даже все приглашённые на фестиваль бэнды, поэтому вместительный «Мулен Руж» стал самой подходящей площадкой для формата 6-часового фестиваля.
Time to eat
Разогревать публику выпало Real Jazz Band. Динамика музыки постоянно изменялась: утихнет, оставляя лёгкое послевкусие саксофона, затем взрывается всеми инструментами за долю секунды. А на столах колеблются огоньки свечей. И то ли музыка со сцены руководит их движением и мерцанием, то ли огонь управляет инструментами.
Во время небольшого перерыва слушатели за столиками опускают взгляд обратно в тарелки, а публика на ногах разворачивается к барменам с просьбами эти самые ноги подкосить толикой алкоголя.
Перекличка двух саксофонов от Apple Tea вновь вернула к джазу зрителей. Бэнд сыграл две премьерные песни. Название одной предложили по старой традиции придумать слушателям, а вторую объявили как «10.10.10».
Затем в программе фестиваля наступил очередной перерыв. И во время перекура уже изрядно подвыпивший пожилой ценитель джаза возмущался: «Это какая-то херня… простите, а не „Мулен Руж“. Хоть бы мельницу поставили! И балаганщины на сцене не хватает. Академизм какой-то, но последняя песня была самое то!» — Валерий Иванович поделился мнением об Apple Tea.
«Балаганщина» была впереди. Зрители наконец отклеились от бара и придвинулись поближе, пытаясь рассмотреть то, что конферансье представил как «бульба-фанк». Группа Chiefs Band отличились от прочих групп модными в 90-х майками с логотипами метал-групп и более заводными песнями. Под сценой появилась пара подтанцовки. Ребята настолько увлеклись, что над столиками в один момент можно было увидеть только их кеды. Вокалист, играя голосом словно басом, аккомпанировал музыке. Народ задвигался. Две пары наконец-то отложили вилки и вышли танцевать.
Time to swing
«Если бы не курили в зале, было бы намного лучше. А то, что кушают, не волнует. Меня смущало, если бы зрители ели и смотрели в тарелки, а не на сцену. Джаз способствует пищеварению, и в туалет после него не побежишь», — с улыбкой поделился саксофонист Symphonic Drive Orchestra (далее — SOD) Павел Климко. Оркестр Александра Липницкого — это полноценный классический биг-бэнд: четыре трубы, четыре тромбона, 5 саксофонов и ритм секция. Всего около 20 человек на сцене, которые постоянно меняются.
Перед выступлением на сцене погас свет и в тени за синтезатором мальчишка в белой рубашке, разделённой чёрным галстуком заиграл интригующее вступление. Сквозь сумрак и аплодисменты на сцену потянулись музыканты. Устроились за инструментами, за которыми репетировали с 5 утра. В первых рядах засветились «мыльницы».
Вспыхнула музыка, грянул свет, и на сцену выпрыгнул Липницкий. Проповедник (не меньше!) классического свинга. Белокожий пастор джаз-церкви. Харизматичная и погруженная в музыку личность. Притча о Бэни и его девушке Дороти, которая ревновала джазмена к музыке стала кульминацией вечера. «Я буду писать джаз! Джаз! ДЖАЗ!», — кричал со сцены Липницкий и зал повторял это как мантру снова и снова.
«Дайте мне дудочки! Дудочки мой секс», — заводил он публику и музыкантов. И отдача была. После помешательства фанка настало классическое безумие свинга. Под пьесы Benny Goodman’a зал вскочил и начал неистово извиваться и приплясывать уже не только возле бара, но и в десятках сантиметров от самих музыкантов. Временами мозг просто терял возможность видеть в цвете и красный бархатный задник сцены, музыканты, зрители и дирижёр приобретали кинематографичную черно-белую гамму Голливуда. JAZZCPEDA (и в особенности SOD) забросила «Мулен Руж» намного глубже, чем на несколько дней назад.
Time to sleep
После обезвоживающих танцев часть зрителей потянулась к выходу. На сцену поднялись музыканты из зала и выбрав себе по инструменту продолжили вечер джем-сейшеном.
Необъятная женщина, которая любит джаз и вкусно покушать забрала свое пальто из гардероба. Миниатюрная девушка Алеся, которая любит джаз и красную помаду, повертелась у зеркала и покинула «Мулен Руж». Насупив нос, угрюмый официант собрал со столов огарки свечей и отправился на кухню размышлять о конце света.
Первый белорусский фестиваль джаза прошёл. Но пришла уверенность в том, что он не был последним.