Во время VI ежегодного международного фестиваля «Рок за Бобров» журналист Ultra-Music попал на пресс-конференцию с Ильёй Лагутенко и задал ему несколько вопросов.
Илью Лагутенко без ложной скромности можно назвать звездой, а рок- или поп- — пусть каждый определяет для себя сам. Невесть откуда взявшаяся в 83-м году группа «Мумий Тролль» за небольшой промежуток времени обросла огромным количеством поклонников из «поколения Y», и по недавним опросам была признана одной из самых влиятельных российских рок-групп.
С неизменно скромной улыбкой на лице (сложилось впечатление, что он и на свет появился улыбаясь) Лагутенко вышел из своей гримёрки для пресс-конференции под открытым небом и начал размеренно отвечать на вопросы. Как всегда весёлый, как всегда оптимистичный, в тёмных очках и стильной кепке, украшенной значком из американского тура в поддержку альбома «Comrade АМБАssador»… И только поседевшие на висках волосы выдавали возраст артиста.
Ещё в пятницу вечером группа «Мумий Тролль» выступала на вручении наград телеканала Муз-ТВ, где получила тарелку в номинации «Лучшая рок-группа». Это уже вторая их награда в этом году. В марте группа завоевала титул «Лучшая группа 2011 года» по версии «Московского комсомольца». На вопрос журналиста: «Почему так много наград?» Илья с иронией ответил:
— Закончились рок-группы в России, решили вспомнить о «Мумий Тролле».
Лагутенко явно слукавил, так как группа шла к большому урожаю премий постепенно, выпустив за 4 года три альбома в России и ещё три в Америке. Тут же Илья поделился впечатлениями от недавнего тура в поддержку последнего альбома неизданных ранее песен «Редкие земли»:
— География «Редких земель» была рекордной за всю историю «Мумий Тролля». Нам удалось доехать до действительно редких земель, в которых мы редко бываем. Наше желание было идти неисхоженными тропами вопреки экономическим и моральным составляющим, чтобы радовать людей.
Своё новое увлечение электронной музыкой и участие в IDM- проектах «KETA» и «Mars Needs Lovers» Илья прокомментировал так:
— У нас с музыкантами «Mars Needs Lovers» есть совместный проект, в котором они принимают участие как музыканты — это проект «Горностай», альбом которого мы готовим к выпуску осенью этого года. Это несколько наивный и добродушный электронный альбом, которых в последнее время не так много, тем более на русском языке.
Я не делю музыку на электронную и на рок-музыку… Для меня всё, что подключается в розетку — уже электроника. Но нужно признать, что технологии исполнения музыки сегодня принципиально отличаются от того, о чём мы задумывались 20 лет назад. Сейчас необязательно учиться играть на фортепьяно и ходить в музыкальную школу, потому что свои мысли ты можешь воплотить на доступных всем и каждому технологических вещах. Если раньше педаль Fuzz стоила маминой и дедушкиной зарплаты, то теперь на мамину, дедушкину и бабушкину зарплату можно приобрести подержанный iPad со вставленным гараж-бэндом со звучанием не уступающим тому, которое слышишь со сцены. В этом есть очень большой плюс для создания музыки. Ну, а дальше уже решает песня, которая приходит или не приходит к конкретным людям.
В последних альбомах среди песен, написанных участниками коллектива, можно услышать каверы на известных представителей психоделической западной сцены 60-х: Jefferson Airplane и песню «Somebody to Love», русскоязычную версию гимна американских хиппи «Калифорния снится» группы The Mamas & the Papas… На вопрос о том, чем обусловлено большое количество кавер-версий на песни западных исполнителей в последнее время и что интересное в перспективе можно услышать от группы, Лагутенко, призадумавшись, ответил:
— Все исполнения каверов на 80 процентов связаны с рыночными ситуациями, а не с зовом сердца. Моя давняя мечта — сыграть альбом группы «Алиса» «Энергия» в той, оригинальной, аранжировке, в которой сама «Алиса» никогда бы не сыграла этот альбом. Костя Кинчев уже дал своё согласие на этот эксперимент.
Ещё был замечательный альбом «Отряд Валерия Чкалова», который я бы с удовольствием восстановил в стиле космической рок-оперы.
Группа «Мумий Тролль» — нередкий гость на белорусской земле. Раз в один-два года можно было в живую послушать «одну из изменивших мир песен» «Утекай». Но почти все предыдущие приезды группы оставались мало замеченными. Затронув тему Беларуси, её туристических достопримечательностей, местных колоритов и музыкальных событий, журналисты услышали:
— Я всегда рассказываю, что Беларусь похожа на сказочную страну. Первое впечатление из окна туристического автобуса — у вас зелено, красиво, спокойно, люди приветливы, девушки симпатичные… Для большинства туристов этого хватает. Ещё всё дёшево! Для вас всё дорого, а для туристов получается всё дёшево! Я прекрасно помню, как я ездил в Китай в начале 90-х годов и на зарплату советского студента ходил завтракать в Hilton и Sheraton и чувствовал себя миллионером.
Я знаю несколько белорусских групп: одна из них англоязычная, к сожалению, название вылетело из головы — играет в похожем стиле с White Stripes, и «Кассиопея», которая мне очень нравится.
Оказалось, что лидер группы не знаком с историей о белорусских «чёрных списках», но с неисчезающей улыбкой на лице поведал о своём опыте пребывания ещё в советских аналогах этого явления:
— Я, честно говоря, не в курсе этой ситуации, поэтому не могу рассуждать как эксперт.
Я прекрасно помню 80-е года в Советском союзе с существованием каких-то списков с запретами. Меня не пытали в застенках КГБ, хотя я лично видел список, где «Мумий Тролль» обвиняли в каких-то злобных антисоветских грехах.
В конце пятнадцатиминутного разговора Лагутенко поделился своими мечтами взрослого человека:
— С возрастом понимаешь, что ты ничего не понимаешь. Мне хочется, чтобы мир во всём мире был, чтобы всем было хорошо, чтобы люди друг с другом не дрались, не ругались, чтобы дети росли здоровыми, чтобы бабушка с мамой себя хорошо чувствовали, — такие вот у меня житейские мечты.
Фоторепортаж с концерта группы «Мумий Тролль» на фестивале «Рок за Бобров».