Джаз Коктебель 2012: «Свадьба!» и «Бенька!»

С 29 августа по 2 сентября на берегу Коктебельского залива прошёл юбилейный, десятый, международный фестиваль «Джаз Коктебель 2012».

Каждый год благодаря фестивалю приморский городок на неделю становится культурной столицей Украины, а местные жители получают последнюю в сезоне возможность увеличить семейный бюджет на зиму за счёт любителей джазовой музыки.

К слову, сувениры с логотипом фестиваля в эти дни можно встретить на каждом шагу среди многочисленных палаток с чурчхеллой, самсой, пахлавой и другими восточными деликатесами. И если во время проведения европейских фестивалей организаторы вынуждены строить фестивальный минигород, то «край голубых холмов» любезно предоставляет свою территорию для нескольких сцен, которые органично вписываются в курортные будни.

Крымский полуостров не очень радушно встретил гостей фестиваля. Серые хмурые тучи патрулировали небо над потухшим вулканом Карадаг, а прохладный морской ветер постоянно напоминал о неминуемо приближающемся дыхании осени.

«Представляешь, неделю провёл с семьёй в Новом свете, была замечательная погода. А на фестивальные дни прогноз не самый радужный, — с улыбкой рассказывает никогда не унывающий Евгений Колмыков. — Зато после фестиваля снова будет жарко».

Впрочем, отсутствие благоприятной для купания погоды сыграло на руку организаторам фестиваля. С самого утра вереницы людей направлялись в район «Open stage» и «Волошинской сцены», где с полудня начинались джем-сейшеныи выступления малоизвестных, но очень талантливых коллективов. Среди них отметились белорусы Morfe’, не так давно презентовавшие дебютный альбом «Ziziaq».

Аншлаговое выступление Ляписов в нулевой день задало тон всему фестивалю и дало ориентир для сравнения посещаемости коллективов. В сравнении с ним первый джазовый день вызвал меньше интереса у публики. У главной «Nu Jazz Scene», расположенной с обратной стороны горы Юнга, собралось примерно в половину меньше людей, чем ночь назад. Зато появилась возможность свободно сидеть и лежать на галечниковом пляже на принесенных с собой ковриках и подушках прямо под сценой.

Горячо любимый украинцами коллектив Pur:Pur первым оказался в центре внимания. Это было последнее выступление группы в нынешнем составе. Наташа Смирина, похожая на дюймовочку вокалистка группы, задорно пела о чувствах между мужским и женским полом и давала со сцены советы по урегулированию семейных конфликтов. К слову, Наташа на протяжении всего фестиваля раздавала автографы поклонникам, бесперебойно подходящим к ней на набережной.

В перерывах между выступлениями хэдлайнеров слушателям не давал соскучиться московский ди-джей Basic. Постоянно вытягивая на сцену два патефона, он включал пластинки 20–30 годов. Хрипящие записи «Кукарача», нетленки Леонида Утёсова и Клавдии Шульженко сначала вызывали недоумение, а затем погружали в ностальгию по бурной молодости наших прабабушек и прадедушек.

«А сейчас вы послушаете по-настоящему извращенную музыку! Нам хочется чего-нибудь повеселее!» — заявил появившийся после Dj Basic Олег Костров. На фестивале он представлял хиты своего когда-то прогремевшего на Западе и в Японии проекта «Нож для Фрау Мюллер». К сожалению, повеселее не совсем получилось. Все ожидали одну из самых перспективных групп Британии, Mama’s gun, занимающую верхние строчки в списках продаж по версии Billboard. И они не разочаровали.

Отечественным коллективам можно лишь посоветовать учиться управлять публикой и делать шоу из ничего, как это делают музыканты фанк-группы Mama’s gun. Как опытный укротитель тигров, Энди Платтс руководил толпой, бегал и прыгал по сцене, а в финале выступления на несколько секунд замер в постановочном поцелуе с басистом. Публика восприняла этот жест диким восторгом.

В толпе был встречен Александр Богданов, наблюдающий за происходящим. С лёгким недовольством на лице Саша посетовал на то, что фестиваль с каждым годом всё больше попсеет.

Видимо, так он отреагировал на выступление украинского коллектива Gorchitza. В толпе журналистов летали колкие шуточки, мол, это группа из успешных бизнесменов, от «нечего делать» решивших поиграть в поп-звёзд. Действительно, выступление Gorchitza выбивалось из формата фестиваля, зато публика имела возможность согреться во время часовой дискотеки под радиохиты.

К сожалению, из-за двухчасовой задержки многие не дождались десерта первого вечера. На сцену должны были подняться одни из самых почётных гостей фестиваля The Cinematic Orchestra. После получасовой отстройки группа начала свое выступление в 2.30, вместо заявленных 23.30. «Давайте быстрее, бл*дь!«, «Они что, круче всех тут?» — под пьяные вопли некоторые так и не дождались потрясающего сета коллектива, выступающего на многих знаменитых мировых площадках. „Пойду я лучше напьюсь в баруху, чем это слушать!“ — так отсеялись лишние праздные посетители. И остались самые преданные поклонники прекрасной музыки.

Наиболее интересными выступлениями следующих дней можно назвать концерт Нино Катамадзе, которой уже после первой песни подарили букет жёлтых тюльпанов. Нино в ответ на ломаном русском признавалась в любви морю, Луне, небу и горам. Традиционным получился концерт нередкого гостя фестивалей, проходящих на просторах СНГ, Горана Бреговича и его свадебно-похоронного оркестра. Брегович анонсировал выходящий в сентябре альбом и исполнил несколько новых композиций, тепло принятых отплясывающими всё выступление поклонниками.

Наиболее приятным открытием стал сет норвежского виртуоза игры на гитаре и человека-оркестра Bjorna Berge. Исполнив интересные каверы на Red Hot Chili Peppers, Motorhead, Фрэнка Заппу и множество своих песен, он распродал багаж привезенных с собой дисков.

Но самым большим фестивальным сюрпризом стало выступление кабаре-бэнда «Серебряная свадьба». Группа приехала с новой программой «Magic Lanterne» («Волшебный фонарь»). К фирменному театрализованному шоу добавились забавный видеоряд, а также новое звучание. Группа добавила больше ска-панка, от того разбитные песни стали еще более веселыми. Выступление минчан побило все рекорды посещаемости фестиваля. Хоровое пение жизненного гимна «Заебись», «Я и Франция», «Пальто из ваты» а так же необычной песни про поэта А. С. Пушкина в стиле «ожившая семейная фотография» вогнали публику в экстаз.

Как всегда скромная Бенька с милой улыбкой благодарила жарко принимающую публику, а публика не хотела отпускать группу со сцены. Неожиданно явно затянувшееся выступление прервали ведущие, заявив, что если следующий коллектив сейчас не начнёт концерт, он не успеют на самолёт на Туманный Альбион. Зрители восприняли эту новость оглушительным свистом и долгим скандированием «Свадьба!» и «Бенька!». Маститым британцем Tiger Lillies, вышедшим на сцену после, по сути, главной группы фестиваля, оставалось лишь петь вслед массово расходящимся поклонникам белорусов. Бенька же в это время раздавала в бэкстейдже интервью десятку скопившихся возле неё журналистов.

Автор: / Ultra-Music

Фото: Полина Шарай

Темы: