За всей мощью «Божественной комедии» 13 века стоял один-единственный человек — итальянский поэт и, как сейчас сказали бы, диссидент Данте Алигьери. За тревожной и прекрасной Divine Comedy — «Божественной комедией» — конца 20 века стоит английский музыкант, певец, поэт и композитор Нил Хэннон (Neil Hannon), который на разных этапах окружал себя большим или меньшим количеством единомышленников (от одного до шести). Его «идеологическая платформа», выраженная на альбоме «Casanova», наверное, не вызвала бы возражений и у синьора Данте: «Элегантность против равнодушия! Разница против безразличия! Разум против дерьма!» По-английски это звучит еще убедительней: «Elegance against ignorance! Difference against indifference! Wit against shit!» Этот всегда стоявший особняком британец, претендовавший на создание новейшего сплава Скотта Уокера (Scott Walker), Моррисси (Morrissey) и Electric Light Orchestra, на удивление легко превратился в обожаемого, культового героя английской сцены.
Нил Хэннон родился 7 ноября 1970 года в ирландском городе Лондондерри, где и прошло его детство. Его отец был священником, и свои первые вокальные штудии Нил проходил в церковном хоре. Парню было 18, когда, оставив позади школу и несколько пробных групп, он собирался всерьез заняться музыкой вместе с двумя своим школьными товарищами. Название Divine Comedy возникло случайно — именно этот том Данте попал Нилу на глаза, когда он осматривал домашнюю библиотеку. Первоначально Divine Comedy представляли собой трио, старательно подражавшее R. E. M. Хэннон писал музыку, пел и играл на гитаре. За ударной установкой сидел Кевин Трейнор (Kevin Traynor), на басу играл Джордж Маккалаф (George McCullagh). Весной 1990 года трио уже могло похвастаться своим первым ЕР «Fanfare for the Comic Muse», вдохновленным, конечно же, любимыми R. E. M. Мини-диск вышел на независимом ирландском лейбле Setanta Records и был поддержан несколькими концертами, в том числе и на разогреве у My Bloody Valentine.
В 1991 году Хэннон решил ограничиться сочинением музыки и гитарой, и в Divine Comedy появился новый лид-вокалист Джон Аллен (John Allen). Осенью команда выпустила свой второй ЕР «Timewatch», записанный, правда, еще во времена, когда вокалистом был Нил Хэннон. Через несколько месяцев Divine Comedy почувствовали, что Ирландия стала им маловата и переехали в Лондон. Поле для деятельности здесь имелось действительно немалое, двери почти всех клубов были для них открыты, но особенно часто они выступали на разогреве у Suede.
В конце 1992 года подошел черед и европейского дебюта. Сингл «Europop», спродюсированный Эдвином Коллинзом (Edwyn Collins), стал последним релизом оригинального состава Divine Comedy.
На этом первый квартет приказал долго жить. Коллеги Хэннона продолжили учебу в университете, а фронтмен вернулся в Лондондерри и, не теряя оптимизма, продолжал писать музыку. У него нашелся надежный единомышленник — клавишник и аранжировщик Джоби Талбот (Joby Talbot). Вдвоем они начали экспериментировать с клавесином, французским рожком, органом и многослойными струнными. Кривая вывезла Хэннона и на этот раз.
В 1993 году на том же лейбле Setanta от лица Divine Comedy он опубликовал дебютный альбом «Liberation», принятый критической братией очень доброжелательно. Запись не была похожа ни на что вокруг, и музыкальные обозреватели охотно называли Хэннона гением. Он легко вошел в роль. Остроумный и изобретательный, Нил Хэннон прекрасно чувствовал, чего ждут от него поп-фаны, пресса и все СМИ. Он вел себя как прирожденный публичный персонаж. В Англии начала 90-х Хэннон представлял собой уникальную фигуру, единственную в своем роде.
Вопреки всем дифирамбам рецензентов, продавался «Liberation» из рук вон плохо. В Великобритании было куплено всего три тысячи пластинок. Приятного было мало, тем более на фоне немалого интереса к Divine Comedy в соседней Франции. Но Хэннон знал себе цену и меньше чем через год представил второй альбом «Promenade» (1994). В прессе Великобритании появилось еще больше хвалебных отзывов, равнодушных почти не осталось. Подводя итоги 94 года, ведущие музыкальные журналы Англии «NME», «Melody Maker» и «Q» включили альбом в десятку лучших релизов, называя его «сокровищем» и «шедевром». Однако оценить роскошь стильных аранжировок Divine Comedy, изысканность инструментального ряда и утонченную красоту мелодий сумели немногие. 10-тысячный тираж «Promenade» в несколько раз превышал тираж «Liberation», но до коммерческого успеха было далеко как от земли до неба.
Однако Хэннон твердо верил в свое будущее. Когда команда объезжала Европу, разогревая публику перед концертами Тори Амос (Tori Amos), журналисты засыпали Divine Comedy такими комплиментами, которые не снились и некоторым мировым поп-звездам. Под впечатлением от их концертов Марк Редклифф (Mark Radcliffe) пригласил Divine Comedy в свое престижное ночное шоу на британском Radio 1. А знакомство Нила Хэннона с французской публикой, которая давно симпатизировала артисту, превратило его в настоящую поп-звезду во Франции.
Тем временем английские команды Blur, Oasis и Pulp начинали все активнее «знакомить» инди-сцену с поп-мейнстримом, от чего Divine Comedy только выиграли. Преимущества этого «знакомства» Нил Хэннон испытал уже в начале 1996 года, когда представил лонг-плей «Casanova». Именно здесь музыкант впервые рискнул использовать симфонические аранжировки во всем масштабе, сменив аккуратные струнные и духовые на большой оркестр. Хвалебные рецензии на «Casanova» полились рекой, число его поклонников, и особенно поклонниц росло в арифметической прогрессии. Оправдывая название, LP «Casanova», наполненный захватывающими мелодиями и искрометным чувством юмора, представлял собой путешествие по миру мужского эго, не такому уж веселому на самом деле, миру случайных связей, свободной морали, обманчивой легкости отношений.
Трек «Something for the Weekend» получил постоянную прописку в эфире популярного радиошоу Криса Эванса (Chris Evans). Эванс сделал Хэннону заманчивое предложение — пригласил его в свое пятничное телешоу, которое стало для Нила Хэннона дебютом на телевидении. И когда наконец сингл «Something for the Weekend» появился в продаже, он стартовал в поп-чарте Великобритании сразу с 14 строки. Вся музыкальная пресса поспешила рассказать своим читателям о новом герое поп-сцены, об этом демоническом плейбое, готовом соблазнить и невинную девушку, и пожилую матрону. Портрет артиста, в неизменно стильном костюме, украсил обложку «Melody Maker», а статьи о лидере загадочных Divine Comedy появились чуть ли не во всех уважающих себя изданиях, начиная от «The Guardian» и заканчивая «Just Seventeen». Сингл «Becoming More Like Alfie», изданный в конце лета, добрался всего до 27 строки поп-чарта, но расширил армию поклонников Хэннона еще на несколько тысяч человек. Той же цели добился и третий сингл «The Frog Princess», тем более что он засветился в Тор 15.
Испытывать долготерпение фанов фронтмен больше не стал и отправился в свой первый промо-тур, для чего ему пришлось собрать новую бэк-группу. В нее вошли многолетний коллега Джоби Талбот, бывшие школьные товарищи басист Брайан Миллз (Bryan Mills) и гитарист Ивор Талбот (Ivor Talbot), а также клавишник Стюарт Бейтс (Stuart Bates) и барабанщик Мигги Баррадас (Miggy Barradas).
Помимо самих гастролей, в планы Хэннона входило осуществление и еще одной амбициозной идеи. Свой новый диск, для которого он подготовил семь композиций, артист решил исполнить под аккомпанемент полного симфонического оркестра (30 оркестрантов) и издать как живой альбом. Аранжировкой новых вещей занимался Джоби Талбот. Шоу проходило в лондонском зале Shepherds Bush Empire. «Это вечер, когда мечты становятся реальностью», — утверждал репортер журнала «NME». Записанный в тот день альбом «Short Album About Love», красивый и романтичный, вышел в День Святого Валентина в феврале 1997 года. Релиз взбодрил не только критиков, привычно благожелательных, но и меломанов, благодаря которым «Short Album About Love» исчезал с полок магазинов с нетипичной для Divine Comedy скоростью. В сопровождении бэк-группы и симфонического оркестра Нил Хэннон объездил с концертами всю Великобританию и Францию, впервые продлив гастрольный маршрут на всю Европу и добравшись даже до США и Японии.
С такой же помпезностью — полный оркестр плюс хор плюс оперная дива Хиллари Саммерс (Hillary Summers) — записывался и лонг-плей 1998 года «Fin de Siecle». Этот мрачный концептуальный диск, созданный всего за две недели, остается самой амбициозной работой Хэннона за всю его карьеру. Ветер коммерческой удачи явно сопутствовал музыканту: «Fin de Siecle» поднялся на 9 строку британского поп-чарта, а первым хит-синглом Divine Comedy стал трек «National Express», финалист Тор 10. Правда, за границы европейского континента успех группы почти не распространялся.
В 1999 году «Божественной комедии» ирландско-английского производства исполнилось десять лет. Событие отметили изданием сборника лучших треков «A Secret History», который подводил черту под десятилетним сотрудничеством с лейблом Setanta Records. Диск показал невиданный до сих пор результат в чартах — 3 место в рейтинге продаж. Когда истек срок действия контракта, Нил Хэннон позволил себе передышку. Отдых прерывался только записью вокала для альбомов Тома Джонса (Tom Jones) «Reload» и поп-дивы Уте Лемпер (Ute Lemper) «Punishing Kiss».
Только через два года, оговорив условия сотрудничества с лейблом Parlophone, Хэннон записал новый лонг-плей под руководством продюсера Найджела Годрича (Nigel Godrich). Альбом «Regeneration» производил сильное впечатление. Активно задействовавший всех семерых участников Divine Comedy, которые звучали как единый сплоченный организм, альбом создавался, так сказать, своими силами — без оркестра и хора. Это была очень сильная и зрелая запись, сделанная, по словам критиков, «с огромной любовью к музыке и прекрасной артикуляцией идей». «Regeneration», к сожалению, стал и последним релизом этого состава.
Нил Хэннона устал от коллективного творчества и выразил желание поработать самостоятельно. Начал музыкант с нескольких клубных сольных концертов под акустическую гитару. Гитару он захватил с собой и в американское турне весной 2002 года, правда, выступал уже не один, а в сопровождении пианиста Бена Фолдса (Ben Folds). В это время в Соединенных Штатах появился первый официально изданный альбом Divine Comedy — а именно «Regeneration». Нил Хэннон как в студийном, так и в концертном варианте понравился американской публике. Так что гастроли пришлось продлить до начала 2003 года.
После гастролей музыкант вернулся в Дублин и посвятил себя воспитанию ребенка. Он изредка выступал, а большую часть времени отдавал сочинению музыки. Оформить новые наработки Нилу Хэннону помог старый знакомый Найджел Годрич, а аранжировками занимался верный Талбот. Самостоятельно написанный, сыгранный и записанный альбом «Absent Friends» вышел в 2004 году. Это возвращение в строй пресса приветствовала чередой похвальных рецензий. А музыкант сопроводил его серией концертов, которые стартовали еще весной и продлились полгода с небольшими перерывами. Гастрольный маршрут пролег через Великобританию и Францию, а затем через всю Европу, бурлящую летней фестивальной жизнью. А уже осенью музыканта будут встречать меломаны США и Канады.