Aerosmith — одна из самых оригинальных и знаменитых хард-рок-групп, чья звезда вспыхнула в 70-е годы. Их свободный, несколько неряшливый саунд, тяготеющий к блюзу, повлиял на манеру игры и звучание не одного поколения музыкантов, приходивших в хард-рок и хэви-метал в 80–90-е годы. Особенно большую популярность принесло команде умение создавать шикарные баллады наравне с жестким рок-н-роллом.
Человек, которого сегодня под именем Стивен Тайлер (Steven Tyler) знают все рок-фаны, родился в Нью-Йорке 26 марта 1948 года. Настоящее имя музыканта — Steven Victor Tallarico, в его жилах течет итальянская кровь. Еще подростком он знал, что будет заниматься музыкой. Правда, первым его инструментом были барабаны. Именно ударную установку доверили ему товарищи по первой в его жизни группе Strangeurs, которую Стив собрал в 1964 году. Парень не только сидел за барабанами, но и сам начал сочинять песни вместе с клавишником Доном Соломоном (Don Solomon). Переименованная в Chain Reaction, группа исполняла собственные композиции и в традициях времени активно перепевала песни модных Beatles, Animals и Rolling Stones, оказавших на них особенно сильное влияние. В 1966-м команда дебютировала с двумя синглами, а через год получила приглашение открывать шоу Yardbirds в Нью-Йорке (концерт был издан на живом альбоме «Live Yardbirds»).
К моменту знакомства Стивена Талларико и Джо Перри (Joe Perry), имевшему такие далеко идущие последствия, Стив, по его представлениям, был уже прожженным рокером. В 1970 году судьба занесла его в городок Сунепи, штат Нью-Гемпшир, где его семья любила отдыхать по выходным. Местом исторической встречи стало банальное кафе-мороженое, где работал Перри. 19-летний Anthony Joseph Perry свободное от торговли мороженым время отдавал своей команде Jam Band, где играл на гитаре, а его товарищ Том Хэмилтон (Tom Hamilton) — на басу. Перри предложил Стиву присоединиться к ним, отказаться было не в его силах. Дополнив состав барабанщиком Джоуи Крамером (Joey Kramer) и еще одним гитаристом Рэем Табано (Ray Tabano), молодая группа начинает прокладывать путь к сердцам, а в перспективе — и кошелькам рок-фанов. На первых порах они объезжают университетские кампусы и заражают своим драйвом студенческую аудиторию в окрестностях Бостона, куда пятерка перебралась в конце 70-го года. Вскоре гитарист Рэй Табано избавляет Aerosmith от своей персоны (а впоследствии становится организатором фан-клуба группы), чтобы уступить место Брэду Уитфорду (Brad Whitford), бывшему участнику Earth Inc.
Набираясь сценического опыта и обкатывая свои песни, квинтет активно выступает в клубах Массачусетса и Нью-Йорка. Перебрав несколько названий, в том числе и Hookers, они останавливаются на Aerosmith. Их шоу уже пользуются большой популярностью. Так что выглядит только логичным, что в 1972 году лейбл Columbia предлагает им контракт на сумму 125.000 долларов. Стивен Талларико превращается в Стивена Тайлера, а группа готовится оправдать ожидания лейбла.
Материала для первого альбома было уже накоплено предостаточно, а сыгранность музыкантов позволила им записать его всего за две недели. «Aerosmith», над которым порадотал продюсер Эдриан Барбер (Adrian Barber), был опубликован в январе 73-го. Он неплохо расходился в окрестностях Бостона, где группу уже хорошо знали. В чартах страны диск не произвел особого волнения (высшее достижение — 166 номер Billboard Top 200), хотя промо-сингл «Dream on», поначалу осиливший только 59 позицию рейтинга, через три года поднимается уже в Тор 10.
Появление второго альбома «Get Your Wings» (1974) было встречено с гораздо большим интересом. Этот результат плодотворного сотрудничества с продюсером Джеком Дугласом (Jack Douglas) получает золотой сертификат. Золотой век наступает и для группы. Они становятся известны широкой публике благодаря постоянным гастролям с такими разными группами, как Kinks, Mahavishnu Orchestra, Sha Na Na, Mott the Hoople.
Второй релиз провел в чартах в общей сложности 86 недель, а третий лонг-плей «Toys in the Attic» (1975) уже уверенно атакует американский Тор 20 (сегодня его тираж превысил 6 миллионов копий во всем мире). Квинтет вырабатывает к этому времени собственный музыкальный язык, уснащая свой фирменный хард-рок-стиль простыми, грубоватыми блюз-риффами. Тексты песен, написанные фронтменом, были наполнены аллегориями, насыщены подтекстом и задорным юмором. Во время гастрольного тура принимают команду великолепно. На стадионе Lion в Детройте собирается 80.000 зрителей. Квинтет становится одной из наиболее вожделенных концертных групп десятилетия, национальные туры следуют один за другим.
Четвертый диск Aerosmith «Rocks» (1976) совершил настоящий прорыв. Записанный в Массачусетсе и Нью-Йорке альбом стал платиновым через считанные месяцы после релиза, а в чартах поднялся в Тор 3. Фотопортрет фронтмена появился на обложке журнала «Rolling Stone», а группа отправилась колесить по 58 городам Соединенных Штатов. Затем их гастрольный маршрут пролег через Дальний Восток.
Вернувшись на родину, Aerosmith арендовали помещение бывшего монастыря, где начали работать над пятым альбомом «Draw the Line». Он появился в магазинах в 1977 году, еще быстрее своего предшественника получил платиновый сертификат, а музыканты опять отправились в дорогу. Концертный марафон в поддержку альбома продлился весь 78-й и часть 79-го года. Параллельно они успели засветиться в кино, представ в роли «Future Villain Band» в фильме Роберта Стигвуда (Robert Stigwood) «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band». По материалам их многомесячного турне вышел великолепный концертный альбом «Live! Bootleg» (его высшее достижение — 13 строка в чартах Америки).
Но нашлась и своя ложка дегтя на эту бочку меда. Пресса никогда не была единодушна в оценке Aerosmith, а ряд критиков, вопреки явному успеху группы, так и не одарил их своей благосклонностью. Команду Стивена Тайлера все еще продолжали называть производной от Led Zeppelin, постоянно сравнивали с Rolling Stones (не последнюю роль в этом сыграло внешнее сходство фронтмена с обаятельной некрасивостью Мика Джеггера).
Но жизнь продолжалась, работа не стояла на месте. Пока их своеобразная версия битловского хита «Come Together» атаковала американский Тор 30, квинтет приступил к записи «Night in the Ruts». Еще в период студийных сессий трения между Джо Перри и Стивеном Тайлером обострились до предела. Сразу после релиза (альбом принес фанам скорее разочарование, чем удовлетворение) команде пришлось попрощаться с гитаристом. На его место пришел Джимми Креспо (Jimmy Crespo), экс-участник Flame. Схема дальнейших действий стандартная — альбом сопровождался промо-туром, финал которого совпал с появлением первой компиляции лучших песен «Greatest Hits» (1980), ставшей со временем шесть раз платиновой.
Конфликтом Перри и Тайлера проблемы коллектива не исчерпались. В начале 80-х интерес к новым работам группы начинает постепенно падать, да и сами альбомы не дотягивают до лучших образцов Aerosmith. А причина банальная и очень грустная — наркотики и алкоголь, которые подтачивают творческие силы команды изнутри.
Пока суть да дело, Project, новый коллектив ушедшего гитариста Джо Перри, опубликовал дебютный альбом «Let the Music Do the Talking». А Aerosmith между тем расстается и со вторым гитаристом Брэдом Уитфордом. Вместе с Дереком Холмсом (Derek St. Holmes), бывшим сессионным музыкантом Теда Ньюджента, Брэд создает свой коллектив. Новым гитаристом Aerosmith становится Рик Дюфэй (Rick Dufay). А Стивен Тайлер делает вынужденную паузу в работе: несколько месяцев он восстанавливается после автомобильной катастрофы.
В обновленном составе квинтет готовит в 1982 году альбом «Rock in a Hard Place», который получился маловыразительным и тусклым. В тур Aerosmith отправились только в 84-м, пригласив Джимми Креспо и Рика Дюфэя. В одном из шоу в самом начале тура вокалист потерял сознание — их далеко зашедшие «вредные привычки», которые уже ни для кого не были секретом, давали себя знать.
А тем временем Перри и Уитфорд чувствуют, что утолили жажду сольного творчества. Разорванная было связь с бывшей группой восстанавливается заново, о конфликтах музыканты предпочитают забыть и, к вящей радости фанов, объявляют о воссоединении оригинального состава. Реанимированная команда с новыми силами отправляется в очередной концертный марафон, наметив на этот раз посетить 70 городов. Предварительно они прощаются с Columbia и подписывают новый, и весьма выгодный, договор с лейблом Geffen Records.
Параллельно с гастролями начинается работа над новым альбомом с новым продюсером Тедом Темплменом (Ted Templeman). В 1985-м появляется «Done with Mirrors». Это только первый шаг к полноценному возвращению. Шаг второй: Тайлер и Перри успешно проходят курс реабилитации, избавляясь от алкоголизма и наркотической зависимости. Это действительно было началом нового этапа. После нескольких лет относительно вялотекущей концертно-студийной активности Aerosmith готовились осуществить один из самых громких камбэков в истории рока, подготовив череду записей, не уступающих, чтобы не сказать превосходящих, работы 70-х. Во всяком случае, популярность группы в конце 80-х вспыхнула с новой силой.
Через шесть лет после последнего завоевания чартов, римейк трека «Walk This Way», заново записанный в паре с Run DMC в 1986 году, поднимается в Тор 10 США. Новая версия, спродюсированная Риком Рубиным (Rick Rubin), становится международным хитом. Дальше — больше. Альбом 1987 года «Permanent Vacation» расходится в Америке трехмиллионным тиражом и пользуется большой популярностью в Великобритании. Хит-сингл «Dude Looks Like a Lady» достигает 14 строки чарта Billboard. В 88-м Aerosmith ушли победителями с церемонии вручения MTV Music Awards. Клип «Dude Looks Like a Lady» завоевал звание лучшего клипа группы и лучшего видео с живым выступлением.
Десятый альбом «Pump» (1989) повторил успех своих предшественников и тоже стал мультиплатиновым. И это при том, что Aerosmith ограничились всего двумя видеороликами, «The Making of Pump» и «Janie’s Got a Gun», и отказались от тура. Среди их немногочисленных концертов-сюрпризов этого периода можно отметить спонтанные выступления в Donnington Park вместе с Джимми Пейджем (Jimmy Page) и в лондонском клубе Marquee. Церемония MTV Music Awards 1990 тоже приветствовала команду, унесшую две награды: «лучшее видео в жанре метал/ хард-рок» и «выбор зрителей» за клип на песню «Janie’s Got a Gun». Сингл оказался очень большой удачей в карьере Aerosmith: в 1990 году «Janie’s Got a Gun» получил Grammy в категории «лучшее рок-выступление дуэта или группы с вокалом».
Подготовив издание своего «ящика Пандоры» — бoкс-сета из трех CD «Pandora’s Box», музыканты снялись в эпизоде бесконечного сериала про семейку Симпсонов. Потом бостонский Зал славы чествовал Aerosmith среди своих героев, а тут подоспела и очередная раздача MTV Music Awards. Стивен Тайлер & Co снова победили в номинации «лучшее видео в жанре метал/ хард-рок» с клипом «The Other Side».
Пятимиллионный тираж ожидал их новый альбом «Get a Grip» (1993), который стартовал в чартах с первой строки. Запись группа доверила продюсеру Брюсу Фэйрберну (Bruce Fairburn), над песнями потрудились профессиональные композиторы. Выбор зрителей на церемонии MTV Music Awards 93 года снова пал на клип Aerosmith «Livin’ on the Edge». За этот сингл квинтет получил свою вторую премию Grammy’93 (в той же номинации «лучшее рок-выступление дуэта или группы с вокалом»), а через год покорил организаторов церемонии Grammy с синглом «Crazy».
Воспринимаемые молодым поколением по большей части как динозавры, практически отжившие свой век, музыканты готовят впечатляющий бокс-сет из целых 13 дисков. «Box оf Fire», дополненный редкими бонус-треками, доказал, что Aerosmith по-прежнему полны сил, звучат свежо и способны взволновать любого поклонника рока.
Фестиваль Woodstock ’94 просто взорвался, когда команда отыграла свой незабываемый сет. Get A Grip Tour приветствовал фанов группы в Канаде, Европе и Японии, а в 95-м году музыканты впервые предстают перед своими поклонниками в Латинской Америке.
В середине 90-х Tyler & Co вернулись к родному лейблу Columbia Records и начали готовить лонг-плей «Nine Lives». Изданный в 1997 году, он дебютировал на первом месте в рейтинге Billboard и вскоре стал дважды платиновым в Америке. Запись несла отпечаток всего пройденного группой пути, при этом фирменный саунд Aerosmith не выглядел ни старомодным, ни отжившим своей век. Об уровне интереса к группе со стороны как раз молодого поколения говорит такой факт: когда Aerosmith наконец открыли свой официальный веб-сайт, он зафиксировал 550.000 посещений в первые же сутки. Еще одна премия MTV Video Award ждала команду за лучшее рок-видео («Falling in Love is Hard on the Knees»), а в США в это время вышла первая официальная биография группы «Walk This Way». Зрители церемонии раздачи Grammy’98 снова аплодируют Aerosmith за сингл «Pink».
В поддержку «Nine Lives» Aerosmith отправились в самый длинный в своей жизни тур, который длился почти без перерывов больше двух лет. Стивен Тайлер разменял уже шестой десяток, а между тем на сцене он давал фору многим молодым, не говоря уже об исполнителях своего поколения. Даже Мик Джеггер и Брюс Спрингстин казались изнуренными и потрепанными жизнью по сравнению с этим неистощимо энергичным шоуменом.
50-летие музыкант отметил ударным экскурсом в кинематограф. Саундтрек к блокбастеру «Armageddon», который вышел на экраны в 98-м, включал, кроме заглавной музыкальной темы «I don’t Want to Miss a Thing», еще три композиции, записанные Aerosmith. К слову сказать, в фильме снималась дочь фронтмена Лив Тайлер (Liv Tyler).
В сентябре группа добилась первого в своей бурной истории номера один в американском рейтинге именно с балладой «I Don’t Want to Miss a Thing», написанной в соавторстве с Дианой Уорнер (Diane Warren). Песня возглавляла рейтинг в течение четырех недель подряд и стала к тому же первым синглом группы, поднявшимся в Тор 5 Великобритании. В качестве лучшего видео из фильма, сингл «I Don’t Want to Miss a Thing» приветствовали на церемонии вручения MTV Music Video Awards 2000 года.
Январь 2001-го тоже начался с официальной церемонии награждения. Устроители American Music Awards чествовали Aerosmith как обладателей специальной награды «International Artist Award», которая до этого вручалась всего четыре раза за 28 лет существования церемонии. До этого ее обладателями становились такие монстры шоу-бизнеса, как Led Zeppelin, Род Стюарт, Майкл Джексон, Bee Gees.
В марте 2001 был опубликован 13-й студийный альбом «Just Push Play», продюсирование которого впервые взяли на себя Стивен Тайлер и Джо Перри, пригласившие в сопродюсеры Марка Хадсона (Mark Hudson) и Марти Фредериксена (Marti Frederiksen). Альбом попал в номинанты Grammy 2002 сразу в трех категориях. Буквально через неделю после релиза творческий путь Aerosmith получил еще один знак высочайшего признания — группа удостоилась места в Зале славы рок-н-ролла.
В новом тысячелетии группа не сбавляет активность. На осень 2003 года запланирован совместный большой тур двух монстров — Kiss и Aerosmith. А между тем, группа уже начала готовить новый альбом, который собирается выпустить в начале 2004 года.
Чувство юмора, всегда пронизывавшее творчество Стивена Тайлера, не изменяет ему и на 55 году жизни. В одном из последних интервью на вопрос, какие события в его жизни оставили самые глубокие морщины на его лице, он ответил: «Самые глубокие морщины — вот эти, — и обвел рукой вокруг своего знаменитого рта, — от бесконечного смеха и … орального секса!».