Владимир Новицкий: «Поверьте, я не расстраиваюсь оттого, что не знаю группы „Дай Дарогу!“»

На Ultra-Music стартует новая рубрика «Не моё дело», в которой известные люди будут действительно заниматься «не своим делом»: разговаривать о музыке. Первый наш гость — лучший спортивный комментатор Беларуси Владимир Новицкий — рассказал о том, как в детстве учился играть на баяне и как его жена переводила песню для Александра Солодухи.

Владимир Новицкий

«В детстве я играл „Крыжачок“ на баяне»

— Владимир Николаевич, какое место в жизни заслуженного деятеля культуры Беларуси занимает музыка?

— Как и у каждого образованного человека (а я себя таким считаю) — большое.

— Играете на чём-нибудь?

— В детские годы родителям очень хотелось, чтобы я играл на каком-нибудь музыкальном инструменте. Мы жили тогда в Южном городке в Бресте. Как сейчас помню: мне было лет 6–7, и меня привели в музыкальную школу. Я зашёл в кабинет на прослушивание. Преподаватель у меня спросил: «Как тебя зовут, мальчик?». Я сказал: «Вова». Он: «Хорошо! А как твоя фамилия, Вова?» Говорю: «Новицкий». Он с воодушевлением: «Отлично!» А потом простучал по столу какой-то ритм. Я повторил. Судя по всему, у меня это получилось плохо (смеётся), потому что потом он позвал моих родителей и честно им сказал: «Мне жалко ваших денег».

Но, тем не менее, я всё-таки научился играть на баяне. Мой отец служил в Группе советских войск в Германии. Один солдат в части замечательно владел этим инструментом. И он почти два года учил меня играть. Я и сейчас помню, как исполнял «Венгерский танец», «Крыжачок».

Но не было у меня к этому делу большой тяги. И попытки научить меня играть на музыкальных инструментах ни к чему не привели.

— А что вы слушали в юности?

Конечно же, культовых «Песняров» времён Владимира Мулявина. Это была фантастика. Не пропускал концертов Аллы Пугачевы в Минске. Я большой поклонник её таланта.

Естественно, как и все представители моего поколения, любил The Beatles. До сих пор помню строчки одной из песен c альбома «Abbey Road»: «You never give me your money, You only give me your funny paper…»

Боготворил Владимира Высоцкого. У меня был катушечный магнитофон «Весна» и масса кассет Владимира Семёновича. Часто в репортажах использую некоторые строчки из его песен. У него творчество для любого случая жизни, всегда можно найти что-нибудь к месту.

Очень любил бардовскую музыку. Была такая классная песня — уже, если честно, не помню, как называется — это было во времена «железного занавеса»: «Эх, запад — не пот, а запах, не женщины, а сказки братьев Гримм. Мартини, бикини-мини и наслажденья вечные, как Рим. Ты водку пьешь, а у меня жена ушла намедни к негру-эфиопу: „Дай рубль, старина! Хоть три копейки, хоть на стакан с сиропом…“» Сейчас иногда собираемся с друзьями в бане, и строчки из неё стали своеобразным гимном наших встреч.

И всё это, опять же, слушал на магнитофоне. Но уже, к сожалению, и магнитофонов катушечных нет, и кассеты размагнитились. Не сумел я это переписать на современные носители.

— Сейчас предпочтения изменились?

Благодаря своей жене Светлане (она у меня специалист по иностранным языкам) я полюбил французскую музыку. Прежде всего — Джо Дассена, Далиду, и конечно Эдит Пиаф. Уже столько лет прошло, но по-прежнему всё это трогает. Мне близка эта музыка по стилистике как человеку сентиментальному.

Последние 15 лет с женой не пропускаем ни одного концерта Алексея Шедько, саксофониста Игоря Бутмана. Мне всегда нравится присутствие энергетики, в том числе и у певцов и музыкантов. Говорят, что в моих репортажах она тоже есть…

«У звёзд нет времени на то, чтобы узнать Беларусь»

— А знаете ли какие-нибудь современные коллективы, которые начинали в вашем родном Бресте?

— Ой… Брестские корни у Эдуарда Ханка, нашего замечательного композитора. Врать не буду — больше не знаю, кого музыке подарил Брест.

— …может быть, группа «Эквилибриум»?

— Увы.

— «Сад»?

— Нет.

— «Дай Дарогу!»?

— Поверьте, я не расстраиваюсь, что может быть…

— Владимир Николаевич, вы как обладатель своеобразного «хоккейного оскара» следите за музыкальной премией «Грэмми»?

— Мне очень стыдно: нет.

— На ваш взгляд, с чем связан «наплыв» мировых звёзд с гастролями в Беларусь?

— Хм… Действительно — зачем это им надо… В своих интервью они разные причины называют. Но мне кажется, что мотив не только деньги. Люди они не нуждающиеся. Думаю, желание познакомиться с новой для себя, наверняка загадочной, неизвестной страной. Хотя, понятно, что у них плотный график гастролей… Пускай времени у звёзд нет толком узнать, что это за Беларусь, что это за люди, но все равно желание изведать что-то новое… Может, они узнаю́т, что им предстоит выступать в 15-тысячном зале «Минск-арены»; то, что этот зал новый; что велика вероятность того, что он будет полный — и соглашаются.

Может быть — атмосфера в зале. Я был на концерте Стинга недавно. Энергетика была просто потрясающая. Как на хоккее.

«Я слышал про чёрный список»

— Как вы относитесь к так называемому «чёрному списку» деятелей культуры?

— Я слышал, что этот список гуляет по интернету. Но также читал комментарии кого-то из чиновников, который от этого списка открестился и сказал, что его на самом деле реально нет, и назвать его создателя невозможно.

— Однако список действует. Концерт группы «Ляпис Трубецкой» 13 марта в Гомеле был отменён…

— …знаете точно, что именно по этой причине?

— Официальная причина: нарушения по технике безопасности легкоатлетического комплекса…

— …если случится так, что этот список реально действует, тогда мы будем об этом говорить. Пока это лишь на уровне слухов.

«„У Два“ вместо „Ю Ту“? Было бы скучно, если бы комментаторы говорили все без ошибок»

— Кого вы можете выделить из современных белорусских исполнителей?

— Тут сложно говорить, чтобы кого-нибудь не обидеть. Мне нравится манера исполнения Дмитрия Кочаровского. Мы с ним часто пересекаемся на различных мероприятиях. Симпатизирую Валерию Скорожёнку, Николаю Скорикову (он, кстати, мой сосед: мы живём в одном подъезде).

С Александром Солодухой у меня давние, хорошие отношения. Кстати, когда он готовил песню для «Евровидения» (был вариант, что он будет выступать), которая называется «Не переживай», моя жена переводила её на английский. И, на мой взгляд, получилось очень неплохо. Как раз заглавная строчка звучала так: «Take It Easy Guy».

Обязательно назову здесь также Владимира Ухтинского, Александра Тихановича, Дмитрия Смольского.

— Владимир Николаевич, пару слов об уровне белорусского шоу-бизнеса.

— Я не приемлю, когда слушатели изначально на несравнимо бо́льшую высоту поднимают российских звёзд. Почему-то о себе мы склонны думать чересчур уж скромно. И не всегда мне приятно читать в интервью, когда кто-то из нашего шоу-бизнеса плачется, что, мол, такие гонорары у тех-то и тех-то в российском шоу-бизнесе, а у нас тут все гораздо скромнее. Всё-таки шанс есть у каждого. Ради бога, ребята, — проявляйте свой талант и вас заметят. С другой стороны, совсем другие деньги крутятся в России (в том числе и комментаторы, я вам скажу к слову, там получают приличные деньги за свою работу). Это реалии.

— К слову, о работе комментаторов… Какие были отклики на вашу оговорку во время комментария футбольного матча Беларусь-Англия, когда вы назвали ирландскую группу «U2» «У два»?

— Как я сказал, «Ю два»?

— «У два».

— Вместо «Ю ту»? Ну… Недостаток музыкальной культуры, это, может быть, во-первых. Второй вариант… Хотя, опять таки… Знал я название группы «U2»…

— …так, выходит, специально сказали?

— Нет, врать не буду. Ну, было бы скучно, если бы комментаторы, как газеты, говорили всё без ошибок… Я живой человек, хотелось бы, чтобы ошибок и оговорок было меньше. Конечно, на форумах меня поругали за это. Но я считаю, что мнение в интернете не всегда бывает корректно. Я за то, чтобы недовольные выражали своё мнение в рамках приличия. Потому что (не потому что я не принимаю критики или считаю, что у меня уже нимб над головой — нет, я по жизни скромный человек) несправедливые, немотивированные упрёки задевают и обижают. Все мы разные. Точно так же, как и музыканты, актёры и так далее… Комментаторы для всех одинаково приятными и хорошими быть не могут. Ну, мы разные, что делать? Кому нравится поп, кому попадья, а кому и поповская дочка…

Автор: / Ultra-Music

Фото: Ксюша Протасеня

Комментарии: 14
  • Вячеслав Радионов:

    Огненный чел!

  • Максим:

    напалм)

  • Ultramarine:

    я уж думала не дождусь
    приятно было с ним пообщаться =)

  • руся:

    Славер, такой интересный проект ты придумал! класс! прочла с удовольствием) спасибо.

    • Вячеслав Радионов:

      Конкретно новую рубрику «Не моё дело» придумал не я, а наш редактор Александр Чернухо. Он же и первого героя придумал. Так что лавры его :) Он молодец :)

  • Pepsichka:

    отличная идея для рубрики и интервью очень понравилось :)

  • Feva:

    прикольное интервью ))

  • Чек:

    Растешь Слава. Чую «Тузину» скоро пора будет потесниться.
    Молодцом!

  • Маша Яр:

    Слава и Ultra-music! Супер! Отличнейшая идея и прекраснейшее интервью! С нетерпением жду следующего гостя!!!

  • Dmitriy Boyarovich:

    Фотографии очень хорошие) Подчеркивают и самого Новицкого и атмосферу беседы))

  • Петр Петров:

    Самый непрофессиональный профессионал, постоянное самолюбование в эфире, его эрудиция часто не имеет не чего общего с предметом репортажа, очень сильно напоминает одного политического деятеля, любящего «лить воду», захлебная патетика, имеющая своей целью завоевать аудиторию, словом, как говорил один из героев Шукшина — чудак на букву «М»

  • Сосо Пассалишвили:

    Худший комментатор! Постоянно несет чушь. Слушать не возможно, наискучнейший тип. Кто ему вообще позволяет футбол комментировать, он же о балете вечно рассказывает…