Ultra-Music попросил пять концертных фотографов поделиться своими работами, а заодно узнал, как выбираться из 30-тысячного слэма с камерой, записал рецепт бритья в экстремальных условиях и спросил, на что готов фотограф ради удачного кадра.
Александр Tarantino Жданович
Первый раз я целенаправленно для кого-то снимал на концерте группы Tanin Jazz. На мой взгляд, тогда я не сделал ни одного удачного кадра. Уже через некоторое время, когда я поднаторел в фотосъёмке, ко мне подходили знакомые и говорили: «Да, Саша, знаешь, вот та серия была действительно не очень…»
Однажды на сербском EXIT Festival я случайно разработал способ безопасного выхода из слэма. Это был сет The Prodigy, а я полез в первые ряды даже не с телевиком, а с обычным «полтосом». И вот толпа в 30 000 человек начинает изображать «маятник», и я понимаю, что ничем хорошим для меня и моей камеры это не закончится. Я сделал следующее: сгруппировался, прижал фотоаппарат к груди и начал пятиться назад. Выбрался целым и невредимым. Метод очень действенный, рекомендую.
Снимаю самых разных музыкантов. Отказаться могу разве что от самой махровой попсы. Хотя вот концерт Колдуна как-то фотографировал.
Я перестал следить за новой музыкой. Я вообще-то электронщик и когда-то очень часто и много бегал по разным тематическим вечеринкам. Ну а сейчас все как-то наоборот: на вечеринки не хожу, но часто бываю на рок-концертах. А музыку предпочитаю слушать с помощью радио — есть несколько радиостанций, чей репертуар меня полностью устраивает. Среди них «Аюрведа радио» и американская станция soma.fm.
На самом деле, приоритет я отдаю выступлениям белорусских групп. Ну, серьёзно, если подумать: кому нужны мои фотографии с концерта, скажем, Depeche Mode и им подобных? Кто придёт на такую выставку? А вот работа с нашими артистами, на мой взгляд, намного важнее. Поэтому если меня поставить перед выбором: пойти на зарубежного исполнителя или на белорусского, то даже и раздумывать не стану. Это не то чтобы оголтелый патриотизм — нет, просто я трезво оцениваю ситуацию, вот и всё.
Ради отличной фотографии я готов… На всё готов! Но с одной поправкой — без излишней агрессии по отношению к окружающим. Сам-то я готов залезть куда угодно и свалиться откуда угодно — сколько раз уже разбивал камеры и падал лицом в пол. Главное — не причинить вреда кому-то ещё.
Людмила Погодина
Своим «первым» концертом я считаю 5-летие Billy’s Band в ДК Ленсовета в Питере в 2006 году. В тот день мой мир круто изменился, когда на один вечер у меня в руках оказался Canon EOS 1D Mark II. Жаловаться на фотографии было трудно — для начала результат оказался вполне приличным.
Для человека моего роста (1,56 метра) и комплекции каждый фестиваль или панк-концерт — опыт достаточно волнующий. Чтобы менять плёнку в первом ряду, среди беснующейся толпы, нужно уметь сгруппироваться, а чтобы снять хоть что-нибудь, нужно карабкаться на плечи незнакомым людям. Или так — или никак.
Ярким моментом было выступление Игги на фестивале Greenville в 2012 году. В тот раз охранникам пришлось трижды перебрасывать меня через ограждение — то в одну, то в другую сторону. После первых трёх песен они достаточно аккуратно переместили меня из фотопита в первый ряд. Затем, когда Игги пригласил всех на сцену, вытащили из толпы. Ну и снова вернули на место. Вообще находить общий язык с охранниками — чуть ли не самое важное после, собственно, музыки и фотографий.
У меня минимум 900 исполнителей в библиотеке на Last.fm. Как правило, мне совершенно плевать на стиль, если у группы здоровая энергия и если это не турбофолк, русский рэп или блатной шансон. Последними в мой плеер попали новые альбомы Боуи, Игги, Ника Кейва и старые альбомы Родригеза и Dead Boys. Мне нравится бесконечно ковыряться в старом панк-роке, зимой слушать Тома Уэйтса или Einstürzende Neubauten, а летом — новые группы, которые я знаю по клубным концертам или фестивалям. Мысль о том, сколько ещё музыки можно отыскать по друзьям и в Сети, вызывает у меня чувство голода и эйфории.
Некоторых любимых исполнителей мне пока не удалось послушать живьём. В первую очередь это Дэвид Боуи, наверное, но хорошо, если он даст ещё хотя бы пару концертов… Ещё Bauhaus, конечно, а также Иэн Дьюри и Иэн Кёртис, но последние, к сожалению, уже умерли.
Ради хорошей фотографии я готова на многое, если при этом не пострадает камера. Было дело, когда после концертов Gogol Bordello от влажности (дождя или потеющей толпы) у моей камеры попросту отклеивалось зеркало. Ну а теперь только плёнка, только хардкор.
Александра Fevra Супрон
Первый концерт, на котором я фотографировала, проходил в уже несуществующем клубе «Арена». Это было возвращение группы Vicious Crusade после трёхлетнего перерыва в деятельности, там была настоящая баня — на улице жара, а в клубе без кондиционера можно было просто выжимать одежду. Что меня заставило взять в руки камеру в тот вечер? Да просто её наличие! Я не собиралась делать шедевров, на то время ещё нигде не обучалась фотографии, и, конечно, кадры вышли не ахти. Но поскольку тогда мало кто увлекался концертной съёмкой, репортаж имеет скорее документальную ценность. С тех пор я отсняла около шестидесяти концертов, и смею надеяться, что мастерство моё значительно улучшилось.
На концертных съёмках часто случается много весёлых происшествий. На концерте Gods Tower активный почитатель группы Александр Помидоров вытолкнул меня на сцену практически на ударную установку — чтобы я снимала зал и царящую там атмосферу. Тогда и вправду удалось сделать несколько забавных кадров.
Я слушаю в основном тяжёлую музыку, но люблю и рок, классику, фолк. Если уж что-то понравилось, то могу заслушать до дыр. Например, Дмитрий Овчинников, клавишник Gods Tower, после выхода их последнего альбома «Steel Says Last» оставил в каком-то блоге примерно такую запись обо мне: «Это же надо, как кому-то понравилась наша песня — на last.fm 135 прослушиваний у одного лишь пользователя!».
Мне бы хотелось поснимать Доро Пеш (Doro Pesch) — королеву хэви-метала! Она профессионал своего дела, она обладает сумасшедшей харизмой, и она до сих пор искренне любит музыку и своих фэнов. Для меня было бы важно попасть на её концерт ещё и потому, что она общалась, дружила и пела дуэтом с покойным Питером Стилом (Peter Steele, Type O Negative), которого я уже никогда не увижу…
Я ни за что не буду прыгать по головам, заслонять объективы другим фотографам, выходить на сцену, прорываться сквозь охрану в гримёрку, чтобы сделать кадр, который, кстати, не обязательно окажется крутым. Для меня важно сохранять такт как по отношению к музыкантам и зрителям, так и к коллегам. На концерте нужно запастись терпением, уметь предугадывать действия музыкантов, ловить момент с красивым светом или движением. И обязательно пользоваться серийной съёмкой!
Павел Бакшеев
Первый раз в качестве фотографа я работал на «сборном» концерте в «Реакторе». Он организовывался в поддержку детских домов. Были неплохие фото, но не так много, как мне тогда казалось. Видимо, к своим работам я тогда относился не так критично.
Пожалуй, самым волнующим концертом для был мастер-класс Стива Вая (Steve Vai). Он прошёл совсем недавно. Его музыка очень повлияла на меня в своё время, и в том, что он ответил мне на моё «хай», проходя в полуметре от меня, было что-то сюрреалистическое, хотя со стороны это выглядело, наверное, довольно банально.
Я слушаю много всего и постоянно открываю что-нибудь новое, но основные музыкальные предпочтения, пожалуй, как и у многих, сформировались в юношестве: The Beatles, Queen, The Police, King Crimson, David Bowie, Joe Satriani, Steve Vai, John McLaughlin, Pink Floyd, a-ha, Depeche Mode, red Hot Chili Peppers. Если же говорить об относительно новой музыке, то меня впечатлили Soil & Pimp Sessions, Goldfrapp, De-Phazz, Tommy Emmanuel, Tiger Lillies, Pat Metheny, Bill Frisell, Weather Report.
Очень хотел снять Томми Эммануэля и Джона Маклафлина, они приезжали к нам в прошлом году. Не срослось. Одни из любимейших гитаристов.
На что я готов ради удачного кадра? Продать Родину и все её несметные секреты, конечно! ;) Если серьёзно, то часто приходится снимать в совсем неподходящих для этого условиях — вот тогда нужно изгаляться. Это касается и концертов, и фестивалей, а иногда обманным путём нужно просачиваться через контроль, чтобы просто под сцену попасть. Так было, например, на фестивале «Соседний мир», когда нужны были фотки Ляписов, а допуска не было, но просто снимать общие планы на телевик не хотелось.
Валентин Verkeus Хасеневич
Мой самый-пресамый первый раз, когда я взял в руки камеру на концерте, — выступление одной минской группы, которая уже перестала существовать. Ну а о качестве тех фото судить явно не мне :)
Условия работы концертного фотографа могут быть самыми экстремальными. Как-то на Сигете в 2011 году я брился триммером для бороды, подключив его прямо на улице к служебной розетке пресс-центра. Удлинитель с розеткой свисал с большого зонтика, как в уличных кафешках. Смотрелся при этом в боковое зеркало грузовика, который привёз аппаратуру.
Я люблю хороший рок с остросоциальной лирикой и не люблю закосы под балканский фолк и умца-умца-ум-цаца. Ещё мне нравится женский вокал, но не нравится жеманство на сцене.
Приятно находиться в тех клубах, где фотографам предоставлено больше свободы. Поэтому я очень не люблю Дворец республики и их манеру ставить фотографов прямо на галёрку!
На концерте никогда точно не узнаешь, какой кадр будет удачным, а какой — не очень. Есть, конечно, некие шаблонные, повторяющиеся композиции на тех или иных площадках, но что в следующий момент сделает артист, никому не известно. Поэтому черновых снимков всегда много, а до зрителя доходит в лучшем случае пять процентов. Вот ради этих пяти процентов и стоит делать остальные 95!
Как и у любого фотографа-фрилансера, у меня есть свои приоритеты: куда ходить и кого снимать, а куда не ходить ни в коем случае и не снимать ни под каким соусом. Так что если меня на каком-то концерте нашего или заграничного исполнителя нет, то либо меня кто-то опередил с аккредитацией, либо я этого исполнителя не люблю. Я не всеяден. А ещё я люблю подлавливать забавные моменты, эдакие микропроисшествия на сцене или в зале. Это та изюминка, которая является печатью истории. Она неповторима, хотя сам гастрольный тур артиста состоит из множества одинаковых представлений.
Хорошая статья, спасибо.
Вот это очень грамотный подход. Жму руку.
мои фото с концерта Брюно Пельтье были очень даже нужны. Одной квебекской газете ))
Про Depeche Mode Тарантино очень смешно придумал.
аналогичным образом выбирался из слэма в этом году на Blur на Хайнекен-Опенере. Шишка на голове и второй день рождения )
Погодина уже и фотограф? :) Журналист, известный блогер, промоутер)) Абавсём и ниачем))
Спасибо, Тимур, подвели черту )) все так, только не промоутер, а сочувствующий.