Январским субботним вечером природа заплакала горькими слезами. Чтобы выяснить причину этих слёз, корреспондент Ultra-Music нарушил данное год назад обещание и в четвёртый раз отправился на Национальную музыкальную премию.
Вообще, чтобы очистить остатки нашей совести, скажем прямо: никакого обещания мы не нарушали. Премия теперь стала «Лирой» и переехала с трёх букв на другие три буквы — телеканал ОНТ. Почему так произошло, объяснил перед началом торжественной церемонии министр культуры Борис Светлов. Он рассказал, что премия в последний год нуждалась в перезагрузке, и вот теперь, несомненно, она вызывает огромный интерес со стороны творческой интеллигенции. У кого она вызывала интерес в предыдущие годы, будут выяснять компетентные органы, а нам предстояло разобраться в хитросплетениях отбора номинантов.
Критериев прибавилось. «Тех, кто достоин выйти на сцену в финальном концерте и побороться за желанный приз, выбрали слушатели популярных радиостанций страны, зрители музыкальных каналов, посетители интернет-порталов музыкальной тематики, а также зрители телеканала ОНТ с помощью смс-голосования во время трансляции отборочных концертов», — рассказывали накануне в газете «Зорька». Мы не склонны до конца верить журналистам этой газеты, потому что водим знакомство с некоторыми представителями некоторых интернет-порталов музыкальной тематики, и они нам сказали, что их посетители никого не выбирали. Это вообще национальная белорусская забава: никто никого не выбирает, но все равно кто-то с завидным постоянством выбирается.
Нет, номинантов на самом деле ждали нелёгкие испытания в виде интернет-голосования на сайте ОНТ. Затем для них даже устроили серию отборочных концертов в виде телешоу и пригласили туда жюри — послушать фонограммы и посмотреть в глаза представителям белорусской эстрады. То есть лауреаты премии, огонь сердец которых на пару с проливным дождем топил снега, обнажая заготовленные мелкопакостной животинушкой весенние сюрпризы, — тёртые калачи, и вместе со статуэтками они могли бы автоматом получать сертификат школы выживания, необходимый в условиях сурового белорусского шоу-биза.
Пожалуй, главное достоинство нынешней премии — это её продолжительность. Вместо пятичасового грандиозного шоу в прошлом году мы стали свидетелями скромной, без цирковых номеров, акробатических этюдов и дабстеповых перебивок церемонии. Всё как-то по-семейному, спокойно и тихо, будто собрались на свадьбу, на которой предусмотрена только процедура дарения.
До определённого момента церемония была полностью белорусскоязычной, но заслуженная артистка Беларуси (этот момент подчеркивался с завидным постоянством, и мы не могли обойти его стороной) Алёна Ланская во время объявления первой же номинации воспользовалась своим конституционным правом и зарубила благие начинания на корню. Правда, наговориться всласть Алёне не дали. Её партнер Олег Елисеенков оказался очень коммуникабельным мужчиной: долго говорил слова благодарности лауреатам и организаторам, вспоминал истории из жизни и даже рассказал анекдот. А когда Ланская вежливо намекнула, что пора бы уже и честь знать, Елисеенков уверенно и с достоинством парировал: «Режиссёр сказал так: если есть что сказать, говорите!»
Елисеенков был не единственным человеком, который шутил. Ведущий церемонии Герман с нескрываемым удовольствием представил персонажа, который первым в интернете написал фразу «Кто все эти люди?» (по всей видимости, организаторы досконально изучили контент портала Onliner). Оказалось, что этот человек присутствует во Дворце Республики и ест попкорн, и он по-прежнему не знает, кто все эти люди. Но Герман расставил всё на свои места. «Это те, кто записал лучшие песни 2014 года», — сказал ведущий, и эти слова прозвучали так, словно в зале в этот момент снимали военно-патриотический фильм и исполнитель главной роли произносит ключевую фразу «Это твоя родина, сынок!»
Пока внимание корреспондента Ultra-Music было приковано к этим событиям, успели определиться лауреаты в трёх номинациях. Они, собственно, получали статуэтки и отправлялись в комнату — для победителей, как пояснили ведущие. В этой комнате лауреатов терзали вопросами две маленькие, но очень дотошные девочки в платьицах в горошек, и все эти мини-интервью транслировались в зрительный зал — лучшего автора музыки, по версии премии, Леонида Ширина, например, девчушки превратили в харпера и заставили сыграть на самом непатриотичном инструменте фразу из «чумовой» песни про Августина.
Во время церемонии ведущие даже нащупали прелюбопытную тенденцию — интерес со стороны музыкантов к корням и традициям. А победителей в номинации «Лучшая песня на белорусском языке» объявил Анатолий Ярмоленко. Он долго не мог прочитать название группы и что-то уточнял у ведущих, но потом зал заскандировал «Navi», и седовласый мэтр утвердительно закачал головой: «Назва не беларуская, таму нават прачытаць не змог». А пока Анатолий Иванович говорил, корреспонденту Ultra-Music захотелось лечь и полежать возле старой дороги.
Интерес к корням и традициям со стороны белорусских музыкантов был настолько велик, что организаторам премии даже пришлось вычеркнуть из списка «тутэйшых» Макса Коржа, Дмитрия Колдуна и группу IOWA. Для них была учреждена отдельная номинация «За популяризацию белорусской музыки за границей», по всей видимости, при непосредственной поддержке Департамента по гражданству и миграции МВД. Так Александр Солодуха стал первым отечественным музыкантом, выступившим с сольным концертом в «Минск-арене». А лучшим организатором концертов, по версии премии «Лира», стала компания «Профиартвидеон» (ну же, загуглите!) — продюсерский центр Александра Тихановича и Ядвиги Поплавской. Как оказалось, усилиями центра за год состоялось более двухсот концертов. Дочка звездной пары Анастасия Тиханович призналась, что принимала участие в большинстве этих концертов. Это явно свидетельствует не только о её недюжинных творческих амбициях, но и о преемственности поколений и, конечно же, богатых традициях. У Александра Тихановича и Ядвиги Поплавской тоже была возможность выйти на сцену: их наградили за «вклад в развитие белорусской эстрады».
Мы привыкли, что открытие года происходит в ночь с 31 декабря на 1 января и сопровождается высвобождением газов в результате откупоривания бутылки шампанского. Но «Открытие года», по версии премии «Лира», высвободило из бутылки не газы, а двух джиннов под названием Misters. Когда они вышли на сцену, стало понятно, что никакие это не мистерз, а гайз, максимум. Тем не менее за 2014 год ребята проделали колоссальный объём работы: записали пять песен и сняли два клипа. А их цицероновское красноречие мы оценили во время собеседования в комнате для победителей. «Обалденно, обалденно, очень обалденно», — постаралась описать в трёх словах свои ощущения половинка дуэта. «Жарко, жарко, жарко», — отлично дополнила содержательный спич партнёра вторая.
Самая безальтернативная номинация случилась, когда речь зашла о меценатстве. Был назван один-единственный претендент на награду — компания «Беларуськалий», принявшая в 2014 году непосредственное участие в организации фестиваля «Славянский базар». Вариантов ноль. Старый-добрый тоталитаризм восторжествовал.
А триумфатором церемонии стал Тео, благодаря которому мы снова вспомнили о песне «Cheesecake» и с которой нам в очередной раз не повезло на «Евровидении». Тео оказался лучшим исполнителем года, а «Cheesecake» — лучшей песней года. И пока лауреат выбегал на сцену, Александр Тиханович даже попытался скопировать его движения ногами, давая понять всем присутствующим, что в душе он всё тот же rock-n-rolla. Впрочем, мы и так знаем, что Александр Григорьевич за годы карьеры знатно нанюхался пороху.
Перед финальным исполнением «Чизкейка» ведущие на всякий случай уточнили, что это была грандиозная церемония. Пришлось сделать в блокноте соответствующую пометку и отправиться восвояси под приятным январским дождиком, являвшимся прекрасным дополнением праздничной атмосферы.
Список победителей во всех номинациях:
- Лучший исполнитель — Тео
- Лучшая песня года — Тео «Cheesecake»
- Лучшая песня на белорусском языке — Navi «Абдымi мяне»
- Лучший клип года — Жанет «You Will Be Here»
- Открытие года — Misters
- Лучший автор музыки — Леонид Ширин
- Лучший автор слов — Елена Ярмолович
- Лучший аранжировщик — Андрей Саврицкий
- Продюсер года — продюсерский центр «Спамаш»
- Лучший организатор концертов — «Профиартвидеон» Александра Тихоновича и Ядвиги Поплавской
- За популяризацию белорусской музыки за рубежом — IOWA
- За вклад в развитие эстрадной популярной музыки — Александр Тихонович и Ядвига Поплавская
- Лучший музыкальный телепроект в сфере эстрадного творчества — «Легенды live»
- Стиль года — Алексей Гросс
- Меценат культуры Беларуси в сфере популярного эстрадного творчества — «Беларуськалий»
я порадовалась, пожалуй, только за Navi
ах да, и Корж собрал Минск-Арену раньше Солодухи, несправедливость детектед!
Параллельная реальность, в которой Макс Корж не первым собрал «Минск-арену»…
Огромный плюс за то, что ведущие разговаривают «па беларускi».
Но очень раздражало наигранность, а в некоторых моментах нелепость и непродуманность!
А две девочки за кулисами, очень сильно раздражали, их скованность, наигранность, как сказал бы Станиславский: «НЕ ВЕРЮ!», так и хотелось быстрее их промотать.
Был в этот моменте ОГРОМНЫЙ МИНУС, зачем задавать вопросы победителям в номинациях, если у них нет микрофона и они не могут ответить?!
Еще один минус — микрофон на сцене для победителей. не лучше бы было давать микрофон в руки, ибо все нагибались и выглядело это не очень!…
ЛОЖЬ в прямом эфире была так же замечена! Первым «Минск-арену» собрал Макс Корж, а не Солодуха. И что он делал в номинации «Лучший исполнитель года?»??! Сколько проплатил?!
Почему в этой номинации не было Коржа или Ляписов?!
И я бы не дал IOWA премии, ибо намного больше работы в популяризации беларусской музыки сделал Корж…
Вообщем церемония прошла на уровне «ниже плинтуса»…
Очень не понравилось…
спасибо, взблевнул.
Все это вызвало легкую печаль и константное недоумение. Из года в год одно и тоже.
пора как то альтернативную премию сделать)) Мама дорогая,в стране столько реально хороших групп,которые знают все,кроме тех кто такие премии устраивает. Тиханович Анастасия..хахахх.. мда..
Про порох очень смешно, да.
Ультрик все чаще и чаще заносит в какую то непонятную гавань….. где интересные интервью с музыкантами играющими РОК МУЗЫКУ, где репортажи с РОК КОНЦЕРТОВ??? ГДЕ? мало того что в последнее время и так редко обновляетесь, так еще выдаете вот такие вот непонятные статейки…..полнейшая скукота((( все реже и реже приходиться сюда заглядывать….а жаль…
Абы-что а не премия…IOWA и рядом с Колдуном не стояла,а ей премию вручили…пф!
Зачем вообще тогда голосование было устраивать?Зачем мы голосовали?если Колдуна и Коржа все равно из списка вычеркнули!Какой смысл это было делать?Устраивать это голосование?Сделали бы его для таких как Солодуха и Ланская,а нормальных музыкантов бы не трогали!Не так бы было обидно узнать,что голосовали то зря!
Последнее предложение не в тему написала на эмоциях…Выкинула бы,если б знала как редактировать комменты тут
странные люди. не первый год здесь живут, а всё еще верят в какие-то голосования…
Ja ne v Belarusi zyvu! eto raz.Vo-vtoryh-dolzna ze gde-to byt spravedlivost,hot kogda-to!!!
приз за лучший комментарий церемонии награждения присуждается вам
нави молодцы!!!
За это предложение я аплодирую стоя: «А триумфатором церемонии стал Тео, благодаря которому мы снова вспомнили о песне «Cheesecake» и с которой нам в очередной раз не повезло на «Евровидении»!
Гы.. никого не знаю из этих людей..
Я конечно тёмный человек, но повторюсь за авторами статьи : а кто все эти люди? Смешно читать про то, что они там назаслуживали.
Честно. смело. объективно!!! и с юморком)))) Респект автору!!