Billy’s Band в Минске: «Лучше работать в стол, чем пить в кассу бара»

За несколько минут до начала концерта в минском клубе Re:Public, корреспондент Ultra-Music встретился с участниками питерской группы Billy’s Band, Билли Новиком, Антоном Матезиусом и Андреем Рыжиком, и поговорил о Чайковском в новом альбоме и о лучших местах для знакомства с девушками.

— Сколько степеней очистки проходит алкоджаз перед попаданием к слушателю?

Билли:Мы не выпустили ни одного своего студийного альбома в стилистике «романтический алкоджаз». Первый — это альбом «Чужие». А до этого был лишь концертник «Осенний алкоджаз», и он, по сути, представляет только live, и весомой работой его не назовёшь. Но, тем не менее, как стилеобразующий, пожалуй.

Антон: Чисто алкоджазовых альбомов у нас нет. Есть периоды «алко» и есть периоды «джаза».

— В одном из интервью вы говорили о желании убрать ассоциативный штамп Billy’s Band — песня «Оторвёмся по-Питерски» и о том, что хотите перейти к чему-то альтернативному. Как у вас сейчас обстоят с этим дела?

Билли: Если расценивать песню «Оторвёмся по-Питерски», как яркого и кричащего представителя дионисической музыки, то сейчас нам хотелось бы создать несколько шедевров в аполлонистической манере. Учитывая, что Дионисий — бог вина, то Апполон, как известно, —  бог красоты. Хотелось бы структурировать, где-то вопреки ожиданиям любителей и ценителей группы Billy’s Band, некую может быть даже академическую красоту, нам этого не хватает.

Антон: Да, но без уклона в венерическую. Как богиня любви Венера, которая в принципе в себя включает и дионисическую, и аполлоническую.

Билли: Удачно совмещать черты и того, и того. (смеются)

— Свежий  клип «Питер! Питер! Питер!» был неоднозначно воспринят в интернете… Что это был за эксперимент?

Билли: Это была стилизация и дань вдохновителям, которые сформировали наш сегодняшний вкус. Это дань таким людям, как Кобейн, группам Nirvana и Pearl Jam, и вообще гранжу 90-х. Это была прямая стилизация. И мне кажется, эта стилизация была настолько явная, что я даже не ожидал, и меня очень удивило, что люди подумали, будто это закос, и как будто мы сами это придумали.

— Инструменты не собираетесь на сцене разбивать как Курт Кобейн?

Билли: Пока нет.

Антон: Мы ещё не вышли на должный финансовый уровень, и, главное, мы ещё не потеряли уважение к инструменту, который можно было бы испортить. Инструмент — это всё-таки живой организм. Это то же самое, как вот ты, например,  разговариваешь-разговариваешь-разговариваешь, а потом взял и башку об стену разбил.

Билли: Прямо во время интервью. И всё, лежит человек… Билли сделал себе харакири (смеются)

— А расскажите про альбом «Чужие 2»

Билли: О, это очень крутой альбом!

Андрей: Это джаз

Билли: Это не только джаз. Есть джаз, есть рок местами. Альбом прям весомый. Жалко, что не наши песни. Столько музыкальной мысли вложено в чужие произведения, что с одной стороны они уже стали как свои, жалко вот прямо… Заканчивается работа над песней и думается: «Как здорово получилось. Поменять текст — и будет абсолютно твоя песня». Никто даже не заметит, что это чья-то чужая. Настолько всё изменилось в лучшую сторону.

Billy’s Band принимается за работу над чужой песней только в случае уверенности, или хотя бы стойкой надежды, что наша версия покроет оригинал. В противном случае мы бросаем работу. Так было со многими песнями.

— В него войдёт недавно анонсированный кавер на The Beatles?

Билли: Да. Войдёт, но это очень дорого стоит. Каждый трек обойдётся нам минимум в полторы тысячи евро. Учитывая, что трека три, а всего пятнадцать треков на альбоме, похоже, мы роем себе долговую яму, из которой вряд ли выберемся, если пиратство будет процветать в том же виде, в каком оно сегодня процветает. На сто бесплатных скачиваний приходится одно платное, причём за маленькие деньги. Но этому есть объективное объяснение. Например, слишком сложный путь, слишком много ступеней для того, чтобы сделать это легально, слишком много кнопок надо нажимать, слишком много информации надо вводить, когда можно, один раз нажав, загрузить всё. Когда-нибудь люди придумают, как этого можно избежать, и тогда, может быть, мы вылезем из долговой ямы. Пока всё очень плохо.

И очень обидно. Альбом «Чужие» мы делаем не для того, чтобы самоутвердиться, а чтобы отдать дань кумирам. Кроме нас этого никто больше не понимает. Пиратство цветёт.

Антон: Я уверен, что если бы Майкл Джексон был жив, и ему попались бы эти каверы, наши каверы на Beatles выпустились и бесплатно.

Билли: На Западе приобрести лицензию на публикацию песни The Beatles стоит восемь долларов, в России полторы тысячи евро. За счёт, в первую очередь, большой цепи посредников. У каждого региона есть подрегион в плане правообладателей, поэтому накрутки безумные.

— Вы одна из немногих российских групп высокого уровня, которая не заключала контакты со студиями и лейблами, а делаете всё в рамках DIY. Что вы находите в DIY и почему не хотите сотрудничать с рекорд-компаниями?

Билли: Несмотря на то, что группа Billy’s Band существует уже 10 лет, ни одного в полной мере серьёзного предложения мы так и не получили. Все те предложения, которые мы получали, это всё курам на смех. Мы сами зарабатываем гораздо больше, даже когда не заключаем контракты ни с каким из лейблов. Какой смысл нам кому-то отдаваться? Это бессмысленно.

— И даже после гастролей в США никто из американских компаний не предложил?

Билли: Там была заинтересованность, но они захотели полный англоязычный альбом. У нас нет для этого материала. Да и вообще, это надо перестраивать жизнь слишком кардинально. Кармически невыгодно рушить всё здесь, когда всё хорошо.

— Том Уэйтс во время записей своих альбомов развешивает в студии карты, чтобы это напоминало экспедицию. У вас есть какие-нибудь свои фишки при записи альбомов?

Антон: Наш саксофонист, Михаил Саныч, перед тем, как прийти в студию,  всегда надевает либо кепку, либо шапку. Это зависит от того, хочет ли он услышать то, что он делает, или хочет уйти в себя. В зависимости от этого получаются разные звуки и разное восприятие.

Билли: Если проводить аналогии с Томом Уэйтсом, в этот раз в студии мы расставили 14 или 15 бюстов Петра Ильича Чайковского. Я притащил их сам, потому что их коллекционирую. Незримо Пётр Ильич присутствовал при записи. Я думаю, что тонкие ценители и знатоки его творчества это почувствуют.

Антон: Ещё специально для этой цели был куплен бюстик Троцкого, но он пока не пришёл.

Билли: В общем, бюсты великих людей с преобладанием Петра Ильича. Я сейчас вспомнил, что и Бетховен из Вены стоял маленький, за пять евро.

Антон: Помнишь, Моцарт ещё, Франц-Иосиф…

Билли: И ещё одна из королев…

Антон: У меня Франц-Иосиф, а у тебя его жена Элизабет.

Билли: И конечно же, один из гениев вальса, Иоганн Штраус, тоже присутствовал.

Андрей: Бюст Уэйтса у тебя есть?

Билли: Нету. Но скоро на чердаке мы открываем мастерскую по изготовлению бюстов Billy’s Band.

Антон: У нас уже есть четыре куклы с нашим изображением.

Билли: Но это куклы в полный рост, а мы будем делать бюсты. И будем продавать как мерчендайз. Очень прикольно! Выходишь с концерта с бюстом своего любимого музыканта. И причём по себестоимости это совсем недорого. Делаешь один раз форму, а потом гипсовые отливки, проштамповываешь название Billy’s Band и всё. Хорошо идёт, правда, возить не очень удобно.

Антон: Зато удобно тем, что можно баллончиком разукрашивать, как тебе нравится…

Билли: Да, мы сначала хотели в полный рост, но для этого авиакомпании требуют приобретения билета по полной стоимости. Зато представляешь, как это будет красиво смотреться: мы сидим красиво в самолёте и дальше бюсты Billy’s Band.  Мы ждём предложения. Самое главное, чтобы на эти билеты, раз уж мы будем приобретать по полной стоимости, давали еду.

— Билли, всё же почему вы когда-то решили сменить свою специальность доктора и ушли работать в клуб «Boom Brothers»? Что вас подтолкнуло на этот шаг?

Билли: Я совмещал. Я ушёл с работы, когда уже был в Billy’s Band.

Антон: Он даже всё время брал отпуск для того, чтобы с Billy’s Band поехать на гастроли.

Билли: Я взял три отпуска по семейным обстоятельствам в течение последнего года работы. И потом, грань между некоторыми профессиями настолько стёрта, что переход практически незаметен, как это со мной и случилось.

Антон: Видишь, ты уже тогда подсознательно признал нас семьёй, раз брал отпуск по семейным обстоятельствам, причём трижды.

— Специальность доктор для технического или гуманитарного склада ума?

Билли: Это скорее аналитическая, хотя не могу сказать. Что-то посередине. Смысл медицины — это постановка диагноза. Чтобы лечить, нужно знать, что лечить. И в этом смысле постановка диагноза — сложный, но, тем не менее, алгоритм, который должен день и ночь играть в твоей голове.  Тогда врач получается толковый. Поэтому в медицине, если ты не человек экстраординарных способностей, нужно базовое медицинское образование. Можно иметь кучу данных, кучу фактов и симптомов, но для того, чтобы складывать их в какие-то патологические цепочки, нужно глубоко понимать процесс. Это не как в музыке. Поэтому доктора становятся музыкантами, а музыканты докторами нет…

Антон: Просто, когда тебе тридцать лет, ты базовую специальность не будешь приобретать. Это одна из основополагающих профессий, которым нужно сразу посвящать свою жизнь.

— Буковски, когда писал книги,  пил и играл на скачках. А у вас есть какие-нибудь слабости, когда вы в творческом процессе?

Антон: Сейчас у нас замечательное время, когда все обзавелись компьютерами Apple, с которыми можно воплощать все свои идеи. Уже неинтересно воздействовать на организм алкоголем. Когда сидишь за компьютером, не хватает ни времени, ни рук. Хочется и это, и это, и это… Сразу появляется масса идей, которые сидели в подсознании, и ты их не мог реализовать. А сейчас появилась такая возможность и глупо терять время на какие-то ненужные удовольствия.

Билли: Это просто интересней. Если бы каждый пьющий человек перестал пить, он бы в течение полугода накопил на компьютер хороший и был бы счастлив. Лучше работать в стол, чем пить в кассу бара. Смотря какие цели, конечно. Если цель гедонизм и промискуитет, то, конечно, лучше уж в баре. Никогда у тебя не будет девчонки, если ты не выйдешь из дома, а будешь сидеть за компьютером. С другой стороны, зачем эта девчонка из бара тебе нужна? Вот в чём вопрос. Если хочешь познакомиться с нормальной девушкой, иди в IKEA, а не в бар!

Антон: Правильно. Или в H&M.

Билли: H&M… Это попахивает транжирством денег, а в IKEA люди деньги не транжирят, у них серьёзные намерения.

Антон: Ты же туда приходишь не покупать, а тусить. Пусть другие покупают

Билли: Ты сразу подписываешься на то, что она сейчас тратит неизвестно чьи деньги, а потом она будет тратить твои! В том же самом  H&M. Вместо того чтобы экономить и копить на новый компьютер. Или копить на квартиру. Все кричат: «Квартиры нет!» Бухать надо меньше! Я вот как перестал бухать, у меня квартира появилась тут же!

Антон: И не одна

Билли: Да. Всем рекомендую

— Что в Питере интересного появилось в последнее время?

Антон: Шикарный новый альбом «Аквариума».

Билли: Особенно песня «Тайный узбек» — послушай! Потом все хвалят альбом «АукцЫона» последний — я слышал только несколько тем оттуда. Это больше похоже на тот «АукцЫон», который я когда-то любил. Но я никогда не буду говорить: «Вот, „АукцЫон“ был таким, а стал таким». Дело в том, что с музыкой то же самое, что и с языком… Для того чтобы понимать иностранный язык, его нужно сначала поизучать, иначе ты ничего не поймёшь. А человек, который уже погрузился в него, начинает говорить на богатом и непонятном первокласснику языке. Это проблема  многих музыкантов, в том числе и Billy’s Band, но заниматься пчеловодством тоже не можешь себе позволить, всё-таки Х лет.


Фоторепортаж с концерта

Автор: / Ultra-Music

Фото: Ксюша Протасеня

Группы:

Комментарии: 5
  • Uzhik:

    гм… давно уже пора Билли и компании менять формулировку с «алкоджаз» на «ганжаджаз»)

  • Вячеслав Радионов:

    Весёлое интервью. Особенно посмеялся над бюстами музыкантов в качестве мерча :) Гениально :)

  • Андрей:

    Не хватает только фотографий)

  • Алёна:

    проблема этичного потребления эстетической продукции (в данном случае) и этичного потребления вообще на сегодняшний день в нашей стране практически неразрешима. просто потому что ее для большинства людей здесь не существует. уважающий себя человек не будет скачивать, а будет ходит в кино, на концерты или покупать. другое дело что у нас это самое уважение к себе вытравливалось десятилетиями если не веками. я только двух человек знаю в моем окружении, которые принципиально не скачивают в сетях. это один мой друг, живущий в Питере, и моя дочь.на днях она отказалась посмотреть новый фильм фон Триера по ссылке которую я ей прислала в контакте.. сказала: я куплю лицензионный диск. я этим последним обстоятельством очень горжусь и думаю, что тоже надо подтягиваться) но для этого надо иметь сильную, четко направленную и откорректированную разумом волю. чего мне, например, не хватает к сожалению. ведь мы вас так любим Билли!! но десять раз подумаем покупать ли ваш диск. подумаем и закроем кошелек…