23 февраля в клубе Fabrique выступит группа Kira Lao, ставшая главным открытием последних лет на российской сцене. Корреспондент Ultra-Music связался с Кирой Лао и поговорил о российском мэйнстриме, минском колесе обозрения и коллаборациях с группой «Петля Пристрастия».
— Что сейчас происходит в российском андеграунде?
— За последний год я не услышала ни одной интересной группы.
— В России ведь 143 миллиона человек… И нет талантливых музыкантов?
— У меня есть своя версия. Мы как-то раз с нашим гитаристом Ильей ходили в музей Гулага. И там висела карта лагерей с количеством арестованных и погибших. После этого мне понятно, почему всё так обстоит в огромной стране, которую на несколько десятилетий превратили в тюрьму.
Конечно, сейчас очень много групп, которые качественно звучат и играют, пытаются следовать современным тенденциям, но я не чувствую в них нерва. Плюс, многие сейчас поют на английском, что совсем не вяжется с российской действительностью.
— Группы, поющие на английском, живут надеждой повторить подвиг t.A.T.u., которые когда-то ездили в мировое турне.
— Но группа t.A.T.u. свои хиты сначала на русском спела, а потом уже перевела.
Просто у меня возникает когнитивный диссонанс, когда я прихожу на концерт русской группы, которая поёт по-английски. Конечно, я сама этим грешила, но сейчас у меня радикальная позиция. И в последнее время я занимаюсь такой херней, как перевод своих англоязычных песен на русский.
К тому же, у меня сейчас есть сайдпроект с одним иностранным музыкантом (пока не буду раскрывать все карты), и я там принципиально пою по-русски. И мне очень нравится его реакция. Он рассказывает мне, как слышит какие-то слова и пытается по настроению песни угадать, о чём она.
— Как считаешь, почему в стране, которая занимает одну седьмую часть суши, за много лет не появилось ни одного мэйнстримового коллектива, песни которого могли бы играть в мировых супермаркетах?
— Я часто об этом думаю. Но почему так, никто не знает. В других видах искусства дела обстоят не лучше.
— Cамое забавное, что Gipsy Kings и Горан Брегович делают музыку на своих родных языках
— Ну, я думаю, что это главное, к чему должны стремиться российские музыканты. Уж если они хотят собирать стадионы, пусть пропагандируют на Западе русский язык, а не пытаются играть по чужим правилам.
— Какому режиссёру группа Kira Lao хотела бы предоставить музыку для фильма? Кто ближе по духу и чем?
— На самом деле, я давно мечтаю написать музыку к какому-нибудь фильму. Что касается последних киновпечатлений, то это, наверное, новый фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу». Это очень светлая картина по сравнению с другими его работами. О русском мистицизме, о вере в чудо. И там совершенно потрясающие песни с последнего сольного альбома Леонида Фёдорова. Одна из них — «Тетрадь» — настолько привязалась ко мне после сеанса, что пришлось выучить её наизусть, лишь бы она перестала играть у меня в голове ежедневно.
— Вам очень здорово удаётся скрещивать элементы русского фолка и типично западного трип-хопа. Как по ощущениям, сумели ли вы полностью найти своё звучание или ещё продолжаете экспериментировать?
— Раньше меня очень волновал вопрос оригинальности звучания, отсюда и весь этот акустический трип-хоп. Но перемены в составе группы, с которыми мне пришлось столкнуться после переезда в Москву, научили меня тому, что главное — попытаться написать хорошую песню, а переаранжировать её можно как угодно, в любом стиле, с любыми инструментами.
— В 2012 вы выпустили два EP: «Шалфей» и «Карусель». Некоторые молодые коллективы, сейчас сознательно отказываются от полноформатников в пользу нескольких ЕР в год, чтобы постоянно напоминать о себе. С чем такая скорострельность связана у вас?
— Наоборот, у нас все очень медленно происходит. Нам было важно донести до слушателей, что Kira Lao теперь другая группа. И у нас не было моральной готовности писать альбом. Но сейчас она появилась, я думаю. Летом мы планируем приступить к записи.
— Один мой приятель написал все свои песни в метро. А где вы с Ильёй (гитарист группы — прим. UM) любите ловить вдохновение?
— Мы обычно ездим на дачу, иногда вместе с нашим басистом Антоном. Летом мы увозим туда все инструменты и что-то пишем. Мы так придумали песню «Утро». В метро я тоже пишу, потому что это одно из мест, где я могу побыть наедине с собой и что-то обдумать…
— Мне кажется, в московском метро это очень проблематично сделать.
— Ну, песню «Карусель» я в метро написала. Раньше у меня был рабочий BlackBerry, где я делала всякие заметки, а теперь у меня свой мир в айподе. Это очень удобно. Если бы я пыталась записывать все в блокнот ручкой, выглядело бы это крайне глупо.
— То есть компьютеризация планету не уничтожит?
— Что касается компьютеризации, то она открывает много возможностей. Я могу записывать какие-то мелодии прямо по дороге домой, идя по улице. И тут же сохраняю иллюстрации, видео, которые меня вдохновляют. Читаю книги, приглашаю на свои концерты друзей в социальных сетях. И весь этот мир помещается у меня в кармане. Конечно, я бы хотела иметь огромную библиотеку. Я часто покупаю книги, и мне удобнее читать бумажный вариант, но с ужасом думаю: что я буду с ними делать, когда мне придётся переезжать с одной съёмной квартиры на другую? К тому же я люблю читать в дороге и не люблю таскать тяжёлые вещи. Так что я однозначно за электронную бумагу, ещё и потому, что нужно беречь леса.
Правда, я не знаю, какой ущерб экологии наносит производство айподов и электронных книг.
— У вас будет практически тур: три российских концерта с «Петлей Пристрастия» и завершающий в Минске. Чего ожидаешь от этого мини-тура?
— Для меня это вообще первый совместный тур. Мы очень любим «Петлю». Они не только талантливые музыканты, но и очень приятные люди. Я думаю, мы хорошо проведём время. Может быть, этот приведёт к каким-то музыкальным коллаборациям.
Может быть все-таки в айфоне, а не в айподе?
В «Граффити» было классно. Жаль, на этот канц скорее всего не попаду.
— За последний год я не услышала ни одной интересной группы. (с) Кира Лао
Пардонте, но, видимо, она очень мало слушает:)
Я вообще не понимаю, кого интересут эта уныль?
Какая-то лао из мааасквы… Музычка убогая, манерный вокальчик.
интересует любителей хорошей музыки :)