Перед минским концертом группировки «Ленинград» корреспондент Ultra-Music поговорил с Сергеем Шнуровым об уходе со сцены, букве «К» на Колизее, репрессиях в Инстаграме и помощи безнадёжным музыкантам.
— Как ваши дела, Сергей?
— Нормально. Пока.
— Складывается впечатление, что у вас всегда все хорошо. Внутренний дзен?
— Он, по-моему, даже внешний. Дзен. Православный дзен.
— Вы говорили, что невозможно делать одно и то же в двадцать и в сорок лет. Хотя вот «Ленинград» гнёт всё ту же линию.
— Нет, мы делаем не одно и то же. Посмотрите, что я делал раньше и что делаю сейчас. Это всё-таки разные вещи.
— А что изменилось?
— Изменился контекст. Положим, на Марсе спутник ездит, а двадцать лет назад его там ещё не было. Совсем недавно на астероид высадились чуть-чуть. Не знаю, насколько успешно. Да много чего изменилось… Интернет стал быстрее. Надеюсь, это отражается в наших песнях и клипах, которые группа «Ленинград» поставляет с завидной регулярностью. Я не рефлексирую по этому поводу, не особенно задумываюсь о том, как на меня влияет происходящее. Знаю, что влияет.
— Вы планировали после сорока вообще уйти со сцены. Передумали?
— Фактически я уже ушёл.
— Но «Ленинград» активно выступает.
— Концерты продолжаются, но для меня это уже абсолютно не контекстуальное занятие. Я не нахожусь в рамках какого-то русского или не русского шоу-бизнеса. Мы уходим в какую-то ситуацию скоморошества, цирка, юродствования и тому подобных вещей. Так что фактически я уже ушёл со сцены.
— К слову, а где грань между лицедеем и придворным шутом?
— Грань эта, собственно говоря, зависит от географической точки. Если ты при дворе, то ты придворный шут. А если ты на площади, то ты скоморох.
— «Ленинград» сегодня — это всё же о музыке, или её вытеснила провокация?
— А что о музыке? Nirvana, что ли, о музыке? Стравинский о музыке, Nirvana — это довольно примитивные гармонии с простыми мелодиями. Всё это не о музыке.
— Ну, а яйца, прибитые к брусчатке, это акт искусства?
— Смотря с какой точки смотреть. Если подходить к этому как к какому-то перфомансу, то, наверное, это было бы актуально в 70-х годах прошлого века. А так это просто неактуальный перфоманс. Это не авангард. Это было в Германии очень давно.
— К слову, о ещё одном перфомансе. Недавно в Риме задержали русского туриста, который нарисовал букву «К» на Колизее. По-вашему, это такое проявление патриотизма, как в вашем клипе?
— Я не знаю. В современном контексте жизнь любого человека может быть предметом искусства как некая событийность. Букву «К» нарисовал, посрал белым говном и сфотографировал — это все в принципе можно преподнести, да и рассматривать, как некий жест.
— Новый альбом «Ленинграда» планировался осенью.
— Осень ещё не прошла. Наверное, будет. Я так думаю. Альбом есть, я его слушаю, больше никому не даю слушать и в принципе этим доволен. Я вообще люблю редкие вещи, которые есть у меня одного. И если я жадничать перестану, то он скоро выйдет. А если я сочту, что такая корова мне самому нужна, то не выйдет.
— Вы сейчас активный пользователей соцсетей. Почему выбрали именно Инстаграм?
— Не знаю. Так получилось. Подружка открыла мне страницу и научила тыркать в эти кнопки. В Фейсбук я поглядывал. Там какая-то политическая возня. Во Вконтакте уровень дискуссии сводится к «Ты пидарас, а ты ебанько». В таких дискуссиях я не особо готов принимать участие. А в Инстаграме мне понравилось то, что очень легко можно банить. Мне это подходит как человеку, любящему репрессии. Мне приятно делать людям неприятно.
— Вы сейчас объявили недельную паузу в Инстаграме. Устали?
— Почему устал? От чего там можно устать? От нажимания кнопок? Я просто решил что-то почитать. Не писать же всё время.
— Что читаете?
— Вчера, как ни странно, читал «Слова Ницше. „Бог мёртв“» Мартина Хайдеггера.
— Как раз последние ваши записи о Боге. Как думаете, лайк сегодня — это религия?
— Конечно. Здесь есть вера в то, что лайк что-то значит в твоей жизни.
— Вы когда-нибудь бывали в минских ночных клубах?
— Конечно, бывал.
— Чем это отличается, к примеру, от питерских ночных клубов.
— Это было так давно. Я не хожу в общественные места, я там только фотографируюсь. Если я хочу устроить себе добровольную фотосессию, чего я не люблю, я иду в клуб. Но я давно там не был и не знаю, что происходит в таких местах в Питере, в Москве, в Минске. Могу сказать только о начале «нулевых», но это мало кому интересно. Думаю, что там происходит все то же самое. Клубы — это социальный ринг, где ведется поединок между людьми за тот же лайк.
— А почему клип на песню «Ебубаб» вы решили снимать именно в минском клубе?
— Мы просто вышли на минскую студию Partizan. Она нам очень приглянулась, и мы начали сотрудничать. Очень довольны и счастливы. Мы сами не снимаем клипы, мы делаем заказы.
— О Минске сейчас часто говорят как о площадке для секс-туризма. То есть клип и репутация Минска — это просто совпадение?
— Я вам, может быть, открою большую тайну, но городов, неблагоприятных для секс-туризма, не существует :)
— Сегодня у вас на разогреве играет группа The ЖЗЛ. Не так давно вы записывали с ними дуэт. Можно говорить о долгосрочном сотрудничестве?
— Я вообще не люблю сотрудничать ни с кем. Мы сами за себя. Это акт доброй воли: благотворительная помощь малоимущим.
— Часто вы такой благотворительностью занимаетесь?
— Если я вижу, что малоимущие совсем безнадежны, я им помогаю.
Ну, что тут скажешь. После прочтения статьи захотелось почитать книгу, про которую написал Сергей. А скоро концерт, совсем скоро, 28 и 29 ноября в Москве. Эх, Ленинград прекрасен, чёрт возьми, слушаю их с детства, с 1998-’99.
Журналист — молодец, хорошее интервью сделал!
концерт был супергуд
А я че-то наоборот разочарован в Шнуре. Что последние альбомы — кал. Что последние интервью — ….я.