Илья Черепко–Самохвалов: «Какие мы утончённые эстеты? Мы небритые алкаши!»

Словно охотник на очень редкого и чуткого зверя под названием успех, Илья Черепко–Самохвалов просидел десять лет в засаде, и внезапно выпрыгнул на него из кустов андеграунда, обескуражив это животное, а затем одомашнив его. Тут же этот подвиг был описан в таких авторитетных изданиях как «Афиша», zvuki.ru и русский Rolling Stone и был назван «лучшей русской рок-пластинкой 2009 года». Накануне выхода второго альбома «Петли Пристрастия» Ultra-Music решил провести пару дней в компании охотника и попытаться разгадать секрет его успеха.

Мы встречаем Илью в идеальном месте для различного рода интервью — в лесопарковой зоне возле магазина Prostore в компании «отвязного светского хроникёра Мити Тарпищева и легенды отечественного mockumentary Danilы Berencefа», журналистов из проекта 34mag.net. По древней индейской традиции, выкурив по сигарете, мы тут же начали наше общение.

Илья, расскажи, как ты пришёл в театр и музыку?

Нечаянно я пришёл в музыку и в театр пришёл нечаянно. Я хотел быть ихтиологом, но потом понял, что у меня тройки по химии, а без химии ни на какой биологический факультет было в то время не устроиться. И я решил переквалифицироваться в гуманитарии.

А как в театр попал? Просто мимо проходил, решил зайти?

Нет, я долгое время был актёром солигорского театра самодеятельного «Витамин D». Долго… Лет 7, наверно. Получил навыки и решил ими воспользоваться.

Какую музыку слушал в тот период?

Я очень любил песню Боярского «Рыжий конь» в детстве, любил песню Пугачёвой про белую дверь, но у меня очень поздно появился магнитофон. В 93-м году только, мне тогда уже было 15 лет.

Приходилось самому себе аккомпанировать?

Неа, я и не собирался музыкой заниматься. Просто однажды я с плохими ребятами сам себя свёл… Они там играли, а я смотрю: два аккорда, раз, два, раз, два (имитирует игру на гитаре) — и напел песню Цоя. Они мне говорят: «О, отлично у тебя получается, будешь теперь все время петь». Ну я и пел…

В группу какую-то взяли?

Нет, в Солигорске вообще не было никакой такой среды. Я не был ни панком… В общем, не общался ни с группами, ни с представителями групп солигорских. Сидел себе на лавочке и семки жрал.

А как в Минске с ребятами познакомился?

Ну, повезло просто. С театральным образованием только я. Тимофей у нас — юрист, Ваня — переводчик… Дима, не знаю, кто, а Лёша — социальный педагог.

Как тебе досталась двойная фамилия? У тебя какие-то графские корни?..

Нет никаких корней. Просто с женой решили. Она не хотела расставаться со своей фамилией, и я не хотел расставаться со своей фамилией. Решили, пусть будет двойная, как у аристократов.

Первый альбом «Петли» практически весь состоит из антиутопических тем. Неужели ты думаешь, что человечество больше ничего хорошего не ждёт?

Иногда думаю, иногда нет. Был такой сатирик американский — Джордж Карлин. Ему принадлежат вечные слова: «Planet is fine, we are fuck». Планета в порядке, нам пи.дец, вот что.

При каких условиях мы можем подольше остаться у планеты в гостях?

Не знаю. Когда я с похмелья, мне кажется, что нам совсем хана, а когда я три дня не пил или три дня пил, но похмелье ещё не наступило, тогда мне кажется, что может у нас и есть какие-то шансы. Речь же вот о чём: о перенасыщенности людским ресурсом планеты, и причём огромное количество людей и все по-разному развивались… Это всегда происходит помимо размышления об этом даже самых больших умов, оно всегда происходит само по себе. Возможно, начнётся третья мировая, возможно, не начнётся, возможно, произойдёт какой-то очень изначально незаметный момент, который заставит человечество консолидироваться, возможно, все перестанут есть мясо, возможно, не перестанут, возможно, всё будет бомбами закидано… Просто в «Петле Пристрастия» работает механизм… В общем, «Петля Пристрастия» — это тридцать процентов от меня, и эти тридцать процентов оказались самыми творческими. У меня есть ещё «Кассиопея» — когда мне кажется, что всё хорошо.

Как относишься к теории о нападения инопланетян на Землю?

Не знаю. Я верю в то, что человек произошёл от обезьяны. Это ничего не исключает. Теория Дарвина не исключает божественного происхождения Земли. Посему может и апокалипсис случиться, а, может быть, всё будет хорошо.

Ваши слушатели делятся на две категории: одни любят…

А другие ненавидят!

Как ты считаешь, почему так происходит?

Ну, потому что это хорошо.

Хорошо, что нет средней прослойки?

Средняя прослойка, к сожалению, есть. Я бы хотел, чтобы её не было, но есть люди, которым… Поёшь — и поёшь, иди домой.

Не кажется ли тебе, что люди, которые обожают «Кассиопею» и «Петлю Пристрастия», заражены синдромом поиска глубинного смысла? Стоит ли вообще искать глубинный смысл, и зашифровываешь ли ты какие-то послания в текстах?

А стоит ли искать глубинный смысл в том, что человек умрёт? В том-то всё и дело, что я зашифровываю послание, сам того не желая. А на самом деле это большой недостаток лирики группы «Петля Пристрастия». Можно обойтись очень простыми категориями, типа, жив — умер, любовь — нелюбовь… Просто бывают моменты, когда лучше написать какую-то абсурдную фразу вместо предельно понятной.

Илья, не обидно, когда твою лирику называют графоманской?

Нет, не обидно. Я думаю, что люди, которые её так называют, ищут в музыке поэзию. А я настаиваю только на поэтической составляющей, я не занимаюсь поэзией. Текст отделять от музыки невозможно.

Как относишься к тому, что вашу музыку часто называют хипстерской?

Индифферентно. Потому что я слово «хипстер» впервые услышал два года назад посредством песни «Твой дедушка был хипстер» группы Padla Bear Outfit. Арсений как раз спел «хипстер», и я начал чесать затылок и думать: что за хипстеры такие появились, — и начал всех расспрашивать. Потом мне сказали, что это такое модное течение… Как говорит Либерзон: «Да мы хиппи пережили, что нам хипстеры!» Это вообще свойство молодых людей. Им кажется, что до них ничего не происходило, ну и мне казалось так в восемнадцать лет. Всегда так будет казаться. Когда тебе восемнадцать лет, тебе кажется, что вся жизнь будет строиться по твоим правилам. Я не видел на своих концертах особо хипстера ни одного, потому что сложно, когда тебе в глаза свет бьёт, увидеть что-нибудь. Ну, хипстеры пришли на смену эмо, ну тра-та-та. Движение хипстерства уже померло. У нас в Красноярске брали интервью, до них эта волна только докатилась, они там в Сибири… Нет никаких хипстеров. К ним примкнули люди, которым просто поверхностно понравилась атрибутика и всё. Какое мне до этого дело, мне слишком много лет.

А с социальными сетями как дела обстоят?

Отношусь нормально, но сам не пользуюсь. Я однажды попробовал пообщаться в социальной сети, мне не нравится общаться при помощи букв. Я люблю живое общение. Мы даже с одни моим другом в Питере договорились переписываться открытками. Моих страничек в интернете нет. Есть страничка моей жены, и все думают, что это я законспирированный, но это не так.

Новый альбом «Петли Пристрастия» называется «Гипнопедия». Успешность применения гипнопедии зависит от большого количества факторов (типа информации, особенностей памяти и возраста обучаемого), чтобы говорить о массовом применении. На кого рассчитан новый альбом, и чему будете учить слушателя?

Я никогда не определяю свою целевую аудиторию. Скорей всего я человек, отставший от мира в принципе. Как я могу предугадывать, кому это может быть интересно, а кому нет? Я не пытаюсь завоевать мир, мне не нравится это. Пусть этим занимается Александр Македонский. В новом альбоме мы будем усугублять смысловую линию. Это будет ещё хуже, ребята! Те, кто не понял первый альбом, тут вы вообще закопаетесь!

Смена состава как-то отразилась на звучании?

Отразилась. Стоит ждать кардинального изменения, это связано с изменением состава. Если в записи первого альбома участвовало четыре человека, и несколько партий записали музыканты приглашённые, то здесь всё совсем худо…

Вот Дима (Дмитрий Поплавский), гитарист, он же фронтмэн группы Silicon, сказал, что это похоже на Моцарта и Баха одновременно. Если прошлый альбом все называли постпанковым, скорей всего из-за моей пластики, новый альбом по звучанию будет, наверно, похож на King Crimson. Получился перегруженный музыкой и текстами альбом. И есть у меня подозрения, что это, скорее всего, будет провал, но нам этот альбом нравится.

Не думал ли ты когда-нибудь, как Сергей Михалок, начать здоровый образ жизни и подкачать мускулатуру?

Нет, нет, я же руководствуюсь Венечкой Ерофеевым всегда. А у него есть такой сборник заметок на полях… Ну, он выписывает ручкой: вот это мне не нравится, вот это мне нравится. И у него есть одна из заметок вот такого толка: «трезвый образ жизни настолько же вреден, как свежий воздух и спорт», говорит, «я вот пытался найти синоним, не очень часто употребляемый к слову „ретроград“, и не мог вспомнить…» И так написал в конце: «Я знаю, что когда я этот обет прерву и накачу первые сто грамм, я обязательно это вспомню!» Я руководствуюсь вот этим принципом!

Как относишься к «взорвавшим» медийное пространство Беларуси «чёрным спискам»?

А мне до них нет никакого дела. Это отлично для культуры… Кто-то где-то допустил оплошность, кто-то где-то сказал какую-то х.йню. Хорошо, что такие группы есть, хорошо, что государство знает об их существовании. Это значит, что они являются рычагом сознания.

Сможешь на звёздном небе найти созвездие Кассиопея?

Нет, конечно. Я же не астроном… Звезду Антарес? Я даже не знаю, что такое звезда Антарес.

Илья Лагутенко слышал ваш кавер на «Медведицу»?

Говорят, что слышал. Я вот однажды залез против обычаев в интернет. И наткнулся на ссылку, там какой-то англичанин написал по-английски всё. И там я видел — Лагутенко что-то говорит, но я английского не знаю и не понимаю, что он говорит. А потом мы сразу! Наверно, англичанину понравилось, а может и нет. Это неважно вообще. Каждая группа имеет право оставлять за собой намерения. Хочу я вот такой кавер, сделал я пьяный и спел в душевой комнате. Я вообще за спонтанность.

Песни «Кассиопеи» представляют из себя своеобразный микс музыки Евгения Крылатова и фантастики Кира Булычёва. Откуда черпаете вдохновение?

Вон лежит наш источник вдохновения… (показывает на пустую бутылку из-под коньяка). Из чего угодно! Мультики нам пересматривать не надо, мы их видели, знаешь сколько раз за свою жизнь? Мы их помним назубок. (Напевает мелодию из мультфильма «Ну погоди»)

Не хотите снять какой-нибудь фантастический фильм как группа НОМ?

Я бы хотел снять фильм ужасов. Говард Лавкрафт мне кажется занудным писателем. Я люблю классицизм. Историю Франкенштейна не люблю, и Хичкока не люблю. Я люблю нормальные восьмидесятовские фильмы ужасов, Evil Dead вторая часть, это для меня классика, это Тарковский. Самая лучшая дипломная работа называлась какими-то буквами, Джордж Лукас снял, когда чувак сидел в каком-то неизвестном пространстве — вот это ох.ительное кино, лучше «Звёздных войн» в сто раз.

Раз уж затронули тему научной фантастики, где бы ты хотел жить, в абсолюте или в хаосе?

В смысле, что лучше, быть микробом или Богом? Лучше Богом, конечно! Я не верю в полную гармонию в силу человеческого движения. Вот гармония: сижу я, буддист, медитирую…Тут подходишь ты, пьяница, мне под сраку — бах! Если я уже переступил черту, то я буду сидеть дальше, а если нет, то я — в хаос. А если я ещё к тому же монах монастыря Шаолинь, то у тебя нет никаких шансов.

Чего больше всего боишься в жизни?

Смерти. Я руководствуюсь пословицей, что нужно выбрать для себя смерть.

Если бы тебе предложили переродиться в любого исторического персонажа, кого бы ты выбрал?

Бэтмэна, ясный х.й. Всегда же хочется быть необычным человеком. Человек — существо примитивное. Ему необходим какой-то выхлоп, а поскольку человек бывает порядочный, ему нужен Бэтмэн. Всем очень нравится, когда человек за гранью, типа у него убили всю семью… Или, как в фильме «Быстрый и мёртвый», застрелила папу, хотела перебить верёвку, но не тут-то было. Хотя потом она научилась и отомстила. Месть — основополагающая движущая сила человечества.

Тут мы допиваем последние капли содержимого бутылки и принимаем решение ехать домой к Мите Тарпищеву, дабы в тёплой приятельской обстановке продолжить нашу беседу.

Часто доводилось выступать на корпоративах?

Нас никогда не ставят в известность, корпоратив это или просто концерт. Не вызывают, мы же в принципе андеграунд и всё тут. Нас Бартенев как-то пригласил, ему показалось, что мы утонченные очень. Но он даже бровью не повёл, надо ему отдать должное. Мы были там самые страшные панки на земле. Я никогда не видел столько гомосексуалистов скопом — две с половиной тысячи. Он нас поддерживал со своей колбасой на голове, весь в латексе. И там все было в латексе, а мы приехали в замшелых поеденных молью костюмах космических глистов. В общем, мы выглядели хуже всех, и мне это понравилось. Бартенев думал, когда слушал первый альбом, что мы утончённые эстеты. А какие мы утончённые эстеты? Мы небритые алкаши… (Смотрит на этикетку коньяка «Версаль») Вот, короче, как в Версаль прийти в картофельном мешке, вот так было всё. Он оказался довольно интеллигентным человеком, чтобы не показывать, что приехали не те, кого он ожидал, но поддерживал он нас по-зверски, оттанцевал весь сет.

Подходя к остановке общественного транспорта, наблюдаем картину, как двое изрядно перебравших уже немолодых людей, поднимают с асфальта своего приятеля и пытаются усадить его на лавку. Илья, как герой марвеловского комикса, подбегает и интересуется, нужна ли помощь. Парень, находящийся в алкогольной коме, трезвеет на глазах, видимо, приняв нас за сотрудников милиции в штатском, а возможно он просто поклонник творчества Черепко-Самохвалова. Побратавшись и убедившись, что троица обойдётся без нашей помощи, мы с лёгким сердцем выдвинулись в путь.

Ты часто вообще каким-то людям, лежащим на остановках, пытаешься помочь?

Бывает…

Или просто на камеру…

Я про ваши камеры не думал в тот момент. Просто я не вижу различий. Я и сам такой.

Мы достигли нашего конечного пункта, и рассматриваем богатую библиотеку хозяина дома с редкими для Минска книгами Чарльза Буковски.

Где тебе больше нравится играть, в драмах или комедиях?

Вообще, я, как порноактёр, снимаюсь и играю только ради денег.

К нашей компании присоединяются Сергей Соколовский, гитарист «Кассиопеи», и известный художник и фронтмен группы «Перебор» Василий Почицкий, мы располагаемся в маленькой удобной кухне и в перерывах между разговорами смотрим выпуск передачи Тарпищева и Berencefа о вручении первой национальной event-премии «Красная морковь»

Что появилось раньше, «Петля» или «Кассиопея»?

Очень сложно сказать, что первое, в зависимости, от чего отталкиваться. В 2001 году «Кассиопея» идиотами выглядели, типа, что это такое?

А в какой момент ты понял, что попёрло по-настоящему?

Где-то с 2007.

После фестиваля «Можно»? Что было до него?

С 2001 по 2007 ничего не было, стагнация была. До этого с «Петлёй» занимался хорошо, мы играли по всяким подвалам, всем нравилось, было весело, хорошо. Нам больше нечем заниматься, мы больше ничего не умеем. Богданов — молодец. Я просто устал, я во всех интервью его хвалю… Всем же критически не доставало человека, который не будучи музыкантом, занимался бы всем этим, и его пёрло. И он оказался в этом смысле единственным человеком. Он крутой.

Илья, утомлённый сегодняшним насыщенным днём, просит извинения и отправляется отдыхать. В это время Сергей Соколовский рассказывает о курьёзах последних гастролей в России и о том, как на концерте в Санкт-Петербурге из-за «мёртвого зала» Александр Либерзон очень сильно расстроился и уснул прямо на сцене.

На следующий день мы встречаемся с Ильёй перед концертом «Кассиопеи» в клубе «Граффити». Он очень сосредоточен и внимательно одевает на себя костюм принца с пуленами и картонной короной «именинник». Сегодня группа выбрала концепцию выступления «Принц и нищие». Сет длился два с половиной часа, группа предоставила возможность зрителям самим составлять сет-лист, но даже с этим правом публика полностью завелась ближе к концу выступления и долго не хотела отпускать ребят со сцены, заставив некоторые песни исполнить по три раза на бис. На что Илья заметил, что у него складывается такое впечатление, будто публика на их выступлениях сначала устраивает себе праздник души, а потом праздник тела.

После концерта мы продолжили наш диалог, Илья заметно устал и расстроен поведением Либерзона, который, кажется, перебрал.

Как тебе сегодняшний концерт?

Ну как, ну обычный… Удовлетворительный вполне. У нас очень много подводных камней…

То, что вас так долго не хотели отпускать со сцены…

А так всегда происходит, я не понимаю, с чем это связано. Люди всегда на бисовки выходят танцевать. Сначала они что-то слушают, как будто не слышали никогда, а потом, когда уже программа закончилась, они хотят заново… Наверно, это связано с тем, что они подогрелись в течение концерта.

У Либерзона клавиши бутафорские или реально производят какие-то звуки?

Кое-какие звуки производят, это правда. Просто ему сегодня микрофон не дали для клавиш, а так он как заиграет! Вивальди плачет, потому что не в силах побороть рекорд. Либерзон рекордсмен настоящий.

Существует ли какая-то пиковая точка творчества, которой ты мечтаешь достичь со своими проектами?

Была когда-то мечта, но мы слишком долго этим занимаемся. Это все теперь перетекло в образ жизни. Скорей всего никогда мы не будем играть с Дэвидом Боуи, но это ничего не меняет, нам и так хорошо. Однажды мы играли с Ником Кейвом. Он на одной площадке, мы на другой, но не пересекались…

Что такое для тебя счастье?

Разные вещи, в зависимости от твоей сиюминутной потребности. Иногда счастье — глотнуть пива, иногда — от него отказаться. Иногда просто счастье — вышел на улицу, думал, что будет минус один, а получилось, что плюс тринадцать, вот тебе и счастье, пожалуйста.

Автор: / Ultra-Music

Фото: Юлия Вартаньян

Группы: ,

Комментарии: 7
  • Set:

    Многие действительно не понимают то, что делает Черепко сотоварищи. А он очень глубокий и необычный человек. В наше время таких творческих личностей мало.

  • Voj:

    Петли Пристрастия и Кассиопея — одни из лучших групп Беларуси!

  • Я считаю, что в итоговый текст не вошли наверняка самые «сочные» моменты так сказать «бытовухи» (:
    Небритые алкаши слишком прилизаны)

  • Uzhik:

    ребят, вы, пожалуйста, вот этот момент в личке обсудите) ок?

    • Олег:

      не пойму зачем так явно муссировать и продвигать алкогольную тему. Те кто болеет теми болезнями которые изображает Илья,. они совсем не пьют.