Александр Богданов: «На двадцатой группе я хотел ноутбук выкинуть в окно»

Имя «Папа Бо» знакомо каждому, кто интересуется современной белорусской музыкой. В свои 25 лет Александр Богданов, он же Папа Бо, курирует десяток громких проектов и является любимцем известного российского критика Артемия Троицкого. Корреспондент Ultra-Music поговорил с успешным менеджером о негранёном алмазе белорусского андерграунда и о том, чем отечественные группы вызывают смех на Западе.

— Саша, когда у тебя возникла идея заниматься продюсированием? И как ты сам идентифицируешь свой род занятий?

Я не занимаюсь продюсированием. У нас в стране, и в России тоже, сложилось неправильное восприятие слова «продюсер». Продюсер — это тот, кто берёт с нуля продукт и делает его таким, каким он его может продать. Например, берёт трёх девочек и вкладывает в них ресурсы: делает им причёски, платит поэту и композитору — они пишут песни, и так далее. Он полностью занимается проектом с нуля и ждёт, в первую очередь, коммерческой отдачи. Я же занимаюсь администрированием: пиаром, организацией концертов, гастролей, записью, но ни в коем случае не лезу в творческий процесс. Я не прихожу к «Серебряной свадьбе» и не говорю: «Ребята, эта песня — фуфло, надо её сделать в стиле ска-панк, тогда она прокачает и мы срубим бабла». Я работаю с готовым продуктом. То есть, если мне продукт не нравится, я с ним не работаю, а если он потенциально интересен, то нечего его и менять.

— Как вообще пришёл в эту сферу деятельности? Неудачная карьера музыканта?

Музыкантом я никогда не был, просто в какой-то момент у меня не было денег на существование, и мы с друзьями решили провести пару квартирников белорусских знакомых групп: «Джамбібум» и «НагУаль». С этого все и покатилось. Потом концерты в «Добрых мыслях», потом какие-то группы просили организовывать им концерты в Беларуси, потом я стал администратором группы «НагУаль». Они мне дали какую-то пачку уже наработанных контактов — всё нарастало как снежный ком. Когда у меня появилась огромная база контактов, ко мне начали обращаться группы, чтобы я им этими контактами помог.

— А кто привил тебе такой непопсовый музыкальный вкус?

Мне кажется, я сам себе его привил. Я до класса восьмого вообще не слушал музыку никакую, у меня даже никаких кассет не было. Потом я перешёл в школу в Минске и там связался с ребятами, которые слушали N.R.M. и прочий оппозиционный рок. Я влился в этот оппозиционный рок, мне очень нравилось, и одно время ходил на концерты групп «Крама» и N.R.M. Ну и как-то постепенно, в силу того, что общаюсь с определённой прослойкой людей, они давали мне послушать какую-нибудь музыку. А на первом курсе я вообще слушал «ДДТ» и «Арию».

— А сейчас?

Сейчаc очень много всего слушаю: много электроники, очень много хип-хопа — интеллигентного хип-хопа, не гангстерского… В последнее время очень нравится бит-мэйкерская тема, ребята, которые делают хип-хоповые саунд-коллажи…

— В белорусском андерграунде встречал что-нибудь интересное из этих направлений?

Я вот уже год пытаюсь найти алмаз негранёный. Прихожу на репетиционные точки в подвалах — и ничего вообще. Люди начали зацикливаться на том, что надо на что-то ориентироваться. Если, грубо говоря, Franz Ferdinand популярны, давайте сыграем диско-рок, как Franz Ferdinand, и мы тоже будем популярны. Это главная ошибка девяносто восьми процентов, и не только в Беларуси. Ребята думают, что это даст им толчок, и они завоюют ту публику, которая слушает Franz Ferdinand, но так как Franz Ferdinand сюда никогда не приедут, все люди, которые их любят, будут ходить на них. Но это не так, потому что группа Franz Ferdinand уже есть, и её повторять не стоит.

Основной критерий отбора групп, который мы как-то поддерживаем, — это индивидуальность и непохожесть. Эта уникальность вызывает интерес и у меня, и у публики.

Из последних белорусских находок мне очень понравился такой исполнитель, как Deech. Молодой человек, ему 22 года, издавший уже два альбома, пишет абстрактный бит-мэйкерский хип-хоп. И ему сходу открылась возможность поехать в Литву c концертами, на фестиваль Satta Outside.

— Как относишься ко всем инди-группам, которых развелось несметное количество?

Я их не различаю практически. Я не могу отличить одну группу от другой. Они все заточены под одну болванку, нет никакой индивидуальности. Из новых могу выделить Sang Sattawood, LILAC., ну и The Fantastiques более или менее отличаются от общей массы.

Когда-то клуб «Граффити» организовывал Graffiti Open Music Fest, я там был в жюри, и они мне дали на прослушивание около 120 промо белорусских групп. На двадцатой я хотел ноутбук выкинуть в окно.

— А как тебе наша сёрф-сцена?

Наша сёрф-сцена — это Silicon. Они очень технично играют, но мне кажется, что сёрф-музыка умерла в 90-х, и сейчас к ней нет интереса, поэтому мировая сцена не развивается. А во-вторых, у них огромное количество каверов — это убивает группу. Половину их репертуара составляют каверы — это всегда нехорошо.

— Бытует такое мнение, что наша музыка никому не нужна ни на Западе, ни в России, что у них все ниши заняты…

Это ошибочное мнение. На Западе сейчас возник большой интерес к белорусской культуре — в связи с ситуацией в Беларуси. Очень заинтересованы западные организаторы в привозе белорусских групп, потому что эти привозы поддерживают фонды, и им это выгодно делать. Сейчас очень много заявок на совместное сотрудничество от фестивалей, от каких-либо культурных фондов.

А в России просто пресытились местной сценой. Мы можем предложить группы, которые непохожи на местные сцены, на мейнстрим-рок, например, или аутентичный фольк. У нас группы, которые варились в собственном соку и не испытывали какого-то влияния извне. В Москве появился интернет, и люди начали качать разную музыку в 1998 году, а у нас в это время никто ничего не качал: по диалапу ничего не скачаешь. И поэтому люди не поддавались влиянию, и эта старая кадка: Либерзон, Черепко, Носорогов… — они развивались сами по себе и выдали продукт, ни на что не похожий.

Фольковые группы вызывают интерес на Западе. Руся с Akana активно ездят, сотрудничают со швейцарскими джазменами, там записывают сейчас альбом, «Троіца» катается по Европе, «Джамбібум», но у них очень большой состав — это тоже проблема. Если есть группа на три человека и есть группа на десять человек, всегда выберут группу на три человека — так проще.

— Все группы, которыми ты занимаешься, русскоязычные. В белорусскоязычной сцене ничего интересного не появляется?

Я пока не видел ни одной белорусскоязычной группы, которая отвечала бы моим запросам и запросам людей, которые слушают альтернативу, например, в России. Белорусский язык — это не уникальность и не критерий. Они сами себя ограничивают внутри Беларуси. Никакой москвич не поймёт, если ему споёт N.R.M. свою песню на белорусском языке. Очень важен текстовый посыл, очень важно понимание текста. Если группа ориентируется на Запад, она будет петь на английском, если на Россию и на местную территорию — на русском, но не на белорусском. Потому что даже половина белорусов не знают белорусского языка. И это очень ограничивает группу. Но если что-то инструментальное и мелодически интересное появится, оно найдёт своего слушателя и в России.

— Приблизился ли ты хотя бы на шаг к реализации своей идеи с клубом?

Я не приблизился ни на шаг. Но клуб скоро откроется: дирекция «Реактора» переоткроет клуб «Step», хотя всё-таки это будет не клуб, а скорее концертная площадка. У нас технически клубный бизнес не выгоден. Много людей пыталось этим заняться, просчитывали, но уходили в минуса и загибались. Я был какое-то время арт-директором буфета «Йо-Йо», но он просуществовал всего полгода.

— Какими ты видишь перспективы «Вольнага паветра»?

Раньше «Вольнае паветра» был фестивалем, которым занимался Вова Шаблинский, и он был нацелен просто на сбор тусовки, которая любит белорусскую фольк-музыку. Там участвовали только белорусские команды, и это представляло собой некий междусобойчик. В этом году присоединились я и Женя Калмыков, и мы решили показать белорусской публике срез современной этники из соседних стран. Выбирали группы, играющие не аутентичный фольк, а его современную адаптацию. Хотелось бы просветить людей и показать, что есть не только Инна Желанная в России или Олег Скрипка в Украине, а ещё достаточно широкая сцена. Поэтому мы не зовём массово известного хэдлайнера, а приглашаем группы интересные, но неизвестные.

У нас в Беларуси нет людей, заинтересованных в финансировании крупных интересных фестивалей. Те компании, которые готовы финансировать какие-то культурные мероприятия, готовы финансировать мейнстрим.

— Если к тебе когда-нибудь придёт группа без материала и скажет: «Что бы нам такое играть, чтобы сразу добиться успеха?». Ты со своим опытом раскрутки групп смог бы дать несколько советов, после которых они сразу окажутся в золоте?

Я думаю, что смог бы. Если просто музыканты собираются и решают, что им играть, я бы посоветовал, во-первых, если это какой-то песенный коллектив, то делать треки на русском или белорусском языке, а не на английском. Потому что у всех наших товарищей, которые поют на английском языке, ужасное произношение, и это их сразу выдаёт. Они нацелены на европейскую сцену, выезжают туда, а там все с них смеются. Во-вторых, нужно выбрать такую нишу, которая свободна. Ведь всегда раскрутка начинается с местной сцены. Например, у нас нет нормальных фанковых групп, у нас нет хип-хопа или качественной этно-электроники.

— Вот ты говоришь об этно-электронике — что именно это должно быть?

Вариантов этно-электронных жанров огромное множество. Есть ребята, которые рейвом занимаются, этно-нойз, например. Есть московская группа «Шумы России», крайне популярная в Европе, с гонорарами по тысяч пять евро, и они катаются месяцами — делают этно-нойз.

— Где ты вообще их находишь?

Я ищу по интернету, катаюсь по фестивалям, посещаю клубы в городах, кто-то что-то рекомендует или где-то что-то вычитываю. Смотрю программки клубов — если интересное название, можно послушать.

— То есть ещё один совет: нестандартное название?

Да, надо бодренькое и интересное название. Главное — не переборщить.

Автор: / Ultra-Music

Фото: Валентин Хасеневич

Темы:

Комментарии: 29
  • mama_zu:

    пусть дальше идет арию слушает
    если ты знаешь два названия «диско-рок» (термин, блеать, ха!) групп, это еще не значит, что нужно повесить на половину минских групп такой ярлычок.
    нагуаль твой икому не нужен кроме таких же бывших фанатов ддт, которые одели модный кардиган и уехали в вильнюс.

    • Zap:

      ыхыхы, вы совершенно не представляете, о чем говорится в статье)

  • Сярожа:

    Звездочку уже поймал мальчик.

  • duckling:

    Бо — чувак не зазвездившийся. Просто он не только декларирует, но еще и что-то делает при этом. Отсюда и уверенность в себе, которую со стороны за звездность можно принять.

    К слову, на вопрос журналистки о впечатлениях от премии Троицкого «Степной волк», кажется, он ответил: «А мне по…».

    Хотя, всем все равно мил не будешь, о чем свительствуют комменты двух предыдущих ораторов.

  • Сеня:

    Бо, конечно, разворушил наше музыкальное болотце. И группы интересные нашел, и привез много кого

  • Проще всего сидя на диване критиковать Бо, а самому при этом оставаться на диване!!!
    Человек старается, делает,стремиться и потому имеет право так рассуждать.
    СПАСИБО за «Вольнае паветра» — это было СУПЕР!!! Побольше бы таких фестов в нашей стране, у меня складывалось впечатление, что я где-то в Европе))) Кто был, тот поймёт. Пожелаю Папе Бо идти дальше и не обращать внимания ни на кого, пусть завидуют молча! А я с нетерпением буду ожидать новых проектов!

  • Polycarp:

    никто же не смеется над скандинавским акцентом Карин Андерссон из The Knife

  • Серфонтейн:

    «Есть московская группа «Шумы России», крайне популярная в Европе, с гонорарами по тысяч пять евро, и они катаются месяцами — делают этно-нойз.»

    тысяч пять евро?! вы совсем что ли уже того?))))))
    сразу видно, что вы ни черта не знаете о нойзовой сцене..

  • Sergei Kochegar:

    То, что к сёрф-музыке нет интереса и мировая сцена не развивается весьма далеко от правды. Просто она уже, понятное дело, далеко эволюционировала от дика дейла, смешалась с другими жанрами. А в первозданном виде пожалуй ни один жанр не интересен

    Ну и про язык как обычно чушь.

  • Гадя:

    априори привязывает беларусскую сцену к России. музыка не только и не столько для иностранного слушателя делается. тот же NRM интересен чисто инструментально, даже без текста. не понимают текстов, бедные. на национальных языках вообще ничего нельзя петь, а то в Алабаме или Хабаровске не поймут

  • Батька Кастор:

    «Индюков» второсортных хорошо пропечатал

  • rockdude:

    Думаю, что многие неправильно восприняли интервью или просто не совсем понимают о чем говорит, Саша. Понятно, что музыку можно делать на любом языке и в любом виде, но — для себя. Если же ты рассчитываешь на то, чтобы заниматься музыкой профессионально и зарабатывать себе этим на жизнь — здесь другой разговор.

    И Саша совершенно прав: мне нравится белорусский язык и то, что многие белорусские группы поют именно на белорусском. Это здорово, но с точки зрения музыкального бизнеса — это тупиковый вариант. В Беларуси музыкального рынка пока нет и группа может рассчитывать только на локальный успех, если и может рассчитывать вообще. А дальше что? Для группы важно ездить с гастролями, причем постоянно и как-то зарабатывать себе на жизнь. Сделать это с белорусским пока крайне сложно, если и возможно вообще.

    Мне нравится то, что делает Саша и «Серебряная свадьба» — отличный проект. С другой стороны, многие другие проекты, которые курирует Саша мне, например, совсем не интересны. Но о вкусах, как известно, не спорят.

    • Chorny:

      быгыгы) о чем это вы говорите? качественный продукт на белорусском языке будет востребован. тут и к гадалке ходить не нужно. слыхали про Sigur Ros, Kent? Вот ярчайшие примеры… Даж песни Ladytron — английской группы — иногда звучат по-болгарски. Вокалистка родом из Болгарии, только и всего. Вы по-прежнему считаете, что исполнение песен на белорусском языке — это тупиковый путь?
      Белорусский язык красивый, певучий, в нем много гласных. Это определяющий фактор. Но есть одно но… Стоит признать, что большинство белорусскоязычных музыкантов делают совершенно архаичный продукт, который никак не может конкурировать со среднестатистической группой западноевропейского образца. N.R.M.? Никакой претензии на оригинальность (это в ответ на один из комментариев). Здесь как раз музыкальное наполнение очень сильно страдает. А вот «Гаротніца» — обратный пример. Если музыканты не засидятся в Беларуси и начнут искать выходы на запад, а вдобавок обзаведутся толковым продюссером и менеджером, никаких проблем у них не будет.

      • rockdude:

        слыхал, да. про sigur ros не помню, но у kent есть альбомы на английском (по которым собстенно я о них и узнал). и вы не забывайте о том, что в Европе ситуация с национальными языками немного другая. понятно, что многие используют родной язык, но полно и других примеров, когда группа сознательно выбирает тот же английский для завоевания более широкого рынка (опять же речь идет о бизнесе, а не творчестве). и примеров полно: ABBA, Roxette, Peter Bjorn and Jonh, Carpark North и так далее. При этом это примеры из поп и рок-музыки.

        «Гаротніца» – хорошая группа, возможно она будет интересна. Но сейчас она интересна? Сколько у нее концертов в месяц, хотя бы в РБ?

        И опять же мы возможно друг друга не понимаем. Я не ставлю под вопрос красивость или певучесть языка. Я лишь говорил о том, что такой продукт не будет востребован, во-первых, внутри нашей страны (парадокс, но это так). Востребованность — это не концерт раз в месяц, вы же понимаете. При этом все примеры групп, которые вы приводили, востребованы в первую очередь у себя на родине. И также продукт не будет востребован в той же России, а это — один из вариантов ездить с гастролями. Понятно, что есть Европа, но туда попасть сложнее, да и с текущей финансовой ситуацией поехать на гастроли будет сложнее.

        Я только за то, чтобы появлялись успешные и «продаваемые» проекты на белорусском. Хочется верить, что все так и будет. Но пока этого нет.

        • Chorny:

          мы начинали с вами рассуждать о гипотетическом успехе. «вы же понимаете» — это универсальный ответ в нашей ситуации. проблема востребованности на родине — это уже второй вопрос. окей. давайте разбираться.
          считаете ли вы, что та же «Гаротніца» непопулярна из-за того, что белорусы не любят белорусскую музыку и скептически относятся к родному языку? сомневаюсь. проблема в том, что вот такие «прозорливые» администраторы и иже с ними не берутся за этот самый белорусскоязычный продукт. а люди о нем попросту не знают. чтобы завоевать любовь масс, нужно прежде всего примелькаться. у нас музыканты по задворкам только шастают, потому некому рассказать про них, некому взяться за их раскрутку. отсюда и количество концертов, и площадки аудиторией в 100 человек.

          и, кстати. продукт не будет востребован в России? вопрос: почему в России востребован «Океан Эльзи»? почему в России востребованы «Вопли Видоплясова»? что-то не сходиццо)

          • rockdude:

            долго рассуждать о «гипотетическом успехе» мне бы не хотелось, если честно.

            как вы думаете, почему не берутся за такие продукты? видимо есть причины на это: отсутствие рынка внутри страны (где можно начинать что-то делать и обкатывать концертную программу) и отсутствие повышенного интереса к белорусской культуре. к сожалению, так складывалось исторически на протяжении долгого времени и вот так сразу переломить эту ситуацию будет крайне сложно.

            по поводу успеха украинских коллективов: однозначно ответить не могу, информации не имею. с другой стороны, эти группы и у нас более востребованы, чем NRM, например.

            «у нас музыканты по задворкам…» — это очень голословное утверждение. проблема в том, что людей, которые что-то понимают в музыкальном бизнесе в нашей стране не так уж много и у каждого из них есть свои проекты, новые они не всегда готовы привлекать. а сами музыканты не всегда знают, что нужно делать, чтобы донести свою музыку и не умеют ее доносить. но я думаю, что в этом плане ситуация будет меняться постепенно.

            • Chorny:

              вот и получаем, исходя из ваших слов, что дело ну никак не в языке, а как раз во внутренних проблемах популяризации и коммерциализации музыки. кто-то боится сложностей, которые могут возникнуть (читайте между строк), а у кого-то розум замшелый. а музыканты самопиаром должны заниматься в последнюю очередь. для этого нужны специально обученные и подготовленные люди. в нашем случае, хотя бы инициативные и умные!!! люди)

              • rockdude:

                это да. но, к сожалению, в языке тоже. но давайте верить, что эта ситуация изменится.

                • Chorny:

                  пока никаких усилий не будет приложено, не изменится. ждат с моря погоды бессмысленно)

  • Woof:

    Нашей стране нужны еще менеджеры, такие же как папа БО, он своих исполнителей уже набрал и в основном это просто его друзья, знакомые. Тут ни о какой музыке речи нет(Петля пристрастия это что — музыка???) — просто энергичный позитивный чел, поднял задницу от дивана — и вот ОНО! Так что нефиг завидовать, просто надо задаться целью и идти к ней.

  • Andrey:

    После слов «половина беларусов не знает бел. языка» я читать перестал :/

    • Gioia Capricciosa:

      Интересно почему? Вы всерьез считаете, что эти 50 % ДЕЙСТВИТЕЛЬНО знают белорусский язык, а не его вольную интерпретацию? Откуда столько пафоса?

      • Danila:

        Андрей имел в виду, что языка по-настоящему не знают около 90% населения республики, 50% — это, конечно, бред.

  • DeXta:

    Я счытаю, шо в стране правы только два чылавека — это Прэзидент и Папа Бо.
    Усе астальные — правакатары, сфабрыкованные в Польше.

    • Мне не понравилось интервью.Особенно ответы.Гнусные они какие-то.Всезнайка научит типа меня творить правильно. Я помогаю своей группе с английским названием и русскими текстами, как умею.И концерты провожу, и статьи пишу, и идейничаю как могу. Но медиа рынка в РБ нет. И красивая история, что ко мне подойдёт добрый дядя и скажет : «Здорово, давай работать в паре» никогда не случится.Причина простая: бедность и пока только путь к профессионализму. Потому я не спорю а вкусах, я их навязываю.Потому что мои вкусы не хуже любого другого супер пупер крутого человека.

      • Lemon:

        На сегодняшний день,лично я знаю только двух беларуских молодых промоутеров,занимающихся толковыми,живыми коллективами!Это Папа Бо и Хламов!Оба работающих в своём жанре и стиле!И зная лично плотный график выступлений той или иной группы под руководством этих ребят,говорю что всё работает как часики!А это значит,что всё так…как оно должно быть!
        Саша!-чёткое,понятное,правдивое интервью!!!Так держать!!!!

  • Самуэль Розеншток:

    Очень НеПраВдОпОдОбНо -::::)))) 120 групп? На 20-ой хотел ноутбук выбросить? Почему не сделал этого? Дослушал ли остальные, заранее ненавистные группы?