Очередная белорусская музыкальная премия, получившая название Rock Profi, стала последней серией в сериале с наградами для лучших музыкантов года. По сути, музыканты награждали самих себя: сами слушали, сами голосовали, сами вручали и принимали награды.
Удивительных открытий ожидать не стоило. Их и не случилось: «Артистом года» стали Akute, «Альбом года» забрала «Серебряная свадьба», «Дебют» вновь получили Clover Club, а Александр Богданов остался при своём мнении: не надо нам музыкальных премий.
Незадолго до церемонии награждения был объявлен шорт-лист в каждой из номинаций. А в одной даже заранее назвали победителя: премию «За вклад в развитие белорусской музыки» получил «Ляпис Трубецкой».
— «Ляписы» — это для белорусской музыки то же самое, что Пелевин для русской литературы, — во время награждения сравнила Татьяна Замировская. — И приятно, что наша страна начала ассоциироваться у иностранцев с этой группой, а не с другими — плохими — персонажами.
К слову, «Ляпис Трубецкой» победил ещё в одной номинации: «Песней года» по версии Rock Profi стала композиция «Железный». За «Лучшую запись» статуэтку в виде кнопки на увесистом пьедестале получил Евгений Суховей, «колдовавший» над альбомом «Futuremental» группы Yellow Brick Road. На этом неожиданности закончились: «Дебют года» — Clover Club, «Альбом года» — «Laterna Magica», «Артист года» Akute. И традиционно скептически настроенный Александр Богданов.
— Это всё ретушь, шелуха, украшение, которое никому не нужно, — говорит Александр. — Кто узнает об этом кроме музыкантов и людей, которые и так об этом знают? Это не покажут по ОНТ для миллиона белорусов. Просто надо работать над собой, над совершенствованием своего мастерства, тогда музыка станет заметна для большинства. Мне кажется, что премии вообще не нужны. Я здесь нахожусь из-за приглашённых музыкантов, потому что я их знаю и очень рад, что они играют в Минске и не без моего участия. А так для меня это трата времени, которое я могу использовать для продвижения «Серебряной свадьбы» на какой-нибудь фестиваль.
К слову, несмотря на такой скепсис, Александр всё же согласился войти в Контрольный комитет Rock Profi. А вот один из членов жюри Александр Патлис радовался, что благодаря этой премии открыл много новой для себя белорусской музыки.
— Когда Дима Безкоровайный предложил мне поучаствовать, я сразу согласился, потому что мне хотелось услышать ту музыку, которую я вообще никогда не слышал, — говорит Александр. — Когда мне прислали альбомы, синглы, песни, я открыл для себя целый пласт очень интересной и очень профессиональной музыки, которую, к сожалению, сегодня масс-медиа просто игнорируют. Почему? Я не знаю… Мне очень понравились Clover Club. Отличная работа со звуком. Сразу видно, что люди занимаются творчеством. Очень сильно меня зацепил коллектив Port Mone — их альбом с украинцами «ДахаБраха». Я с удовольствием его послушал — это офигительно сделанный фольк. Ещё я отметил «Ляпис Трубецкой» и голосовал за песню «Железный», потому что ребята на самом деле на постсоветском пространстве ярче всех представляют Беларусь. Соглашаются с этим или нет, факт остается фактом. Очень хороший потенциал у Open Space, они просто ещё дозревают. Akute? Симпатичные ребята, понравился мне их музыкальный материал. Но я сразу услышал веяние «Би-2», «Сплин»… Веяние русского рока в белорусской музыке присутствуют. Наверное, славянские традиции всё же ближе для наших людей, чем английские и американские. Премия, мне кажется, очень интересная. Получается такой здравый симбиоз. Поэтому, думаю, победили те, кто должен был победить. Если кто-то не победил, расстроился — ничего страшного. Жизнь продолжается, идите вперёд, ребята. Столько качественной музыки, что-то должно произойти и обязательно произойдёт, если музыканты не будут останавливаться.
Всего музыкантам необходимо было прослушать 47 альбомов и 72 песни своих коллег. Задача усложнялась по той причине, что голосовать за себя по регламенту было нельзя.
— Музыканты обычно слушают только то, что им нравится, так что их участие в этих наградах, прослушивание альбомов по списку — это своего рода патриотризм и вклад в разрушение стереотипов о том, что интересной белорусской музыки нет, — считает соорганизатор премии Дмитрий Безкоровайный. — Мы пытаемся сражаться с этим. Кстати, было много позитивных отзывов. Звонили музыканты и с удивлением говорили: «Я не знал, что у нас есть такая музыка! У нас такое играют?» Конечно, ни одна из белорусских музыкальных премий, начиная с Национальной музыкальной премии в области эстрадной музыки и продолжая всеми другими, не может сразу сделать артиста звездой первой величины. Она может дать музыканту пункт в резюме, а по сумме ряда премий артист может получить достаточно много дополнительного внимания — возьмите тех же Clover Club, о которых в начале года знали гораздо меньше людей, чем сейчас, после всех премий. Так что польза от множества премий очевидна. Специфика в том, что белорусскую публику интересует только «Грэмми». Извините, но «Грэмми» у нас в ближайшие 20–30 лет не будет. Это совершенно объективная реальность. Надо начинать что-то делать и менять уже сейчас. Эта премия существует для тех, у кого есть шанс заинтересоваться белорусской музыкой.
Список победителей премии Rock Profi 2013:
- Дебют года — Clover Club
- Лучшая запись — Yellow Brick Road «Futuremental» (запись и сведение — Евгений Суховей)
- Лучшая песня — Ляпис Трубецкой «Железный»
- Лучший альбом — Серебряная Свадьба «Laterna Magica»
- Артист года — Akute
- За вклад — Ляпис Трубецкой
Вот и зачем еще одна премия? Те же фактически победители, что на UMA и эксперты.бай. Тем более формат мероприятия — не для людей. Для популяризации музыки ничего она вообще не значит.
А уже если граждане музыканты голосуют за «ляписов» как за песню года, возникает подозрение, что они ничего и не слушали из этих «47 альбомов и 72 песен своих коллег».
Лишний раз в СМИ мелькнут нормальные команды, а не белорусская эстрада. Чем плохо?
В этом году итоги сошлись, в следующем могут разойтись. Вопрос философский.
Цитата для вас:
У Богданова и «Свадьбы» все хорошо — это очевидно, раз кроме ТВ-эфиров на госТВ его больше ничего не волнует. Я готов за них порадоваться. Прямой дорогой на Национальную музыкальную премию — там и денег победителям дают.
Это очень похоже на этих людей,самоизолироваться и имитировать деятельность.
что же такого неожиданного в премии, полученной Суховеем за futuremental? вы хоть слушали его?
«Akute? Симпатичные ребята, понравился мне их музыкальный материал. Но я сразу услышал веяние «Би-2», «Сплин»…» в этом месте Рома Жигарев заплакал…