Корреспондент Ultra-Music побывала в Испании и узнала, как организована там культурная жизнь. В первом материале автор расскажет о том, как живётся уличным музыкантам Барселоны.
Ассоциация уличных музыкантов
Музыка в Барселоне звучит повсюду. Где бы ты ни был: у знаменитого Sagrada Familia, в тени деревьев парка Гуэля, в переходах или вагонах метро — везде играют уличные музыканты.
Однако играть на улицах или в метро Барселоны может далеко не каждый. Для начала музыкант должен вступить в Ассоциацию уличных музыкантов (Asociación de Músicos de Calle, сокращённо AMUC), созданную в 2001 году. На данный момент в Барселоне играет около 600 музыкантов.
Ассоциация состоит, в основном, из самих музыкантов. Основная цель AMUC — помощь артистам в их спонтанных выступлениях в общественных местах. Еще AMUC занимается организацией мероприятий среднего формата (например, фестивалей), разработкой соглашений с Муниципалитетом Барселоны, продвижением проектов с участием спонсоров, СМИ и т. д.
Музыканту закон не писан?
Следующий шаг музыканта — запись на точку выступления. Для этого нужно иметь удостоверение члена AMUC и знать правила Ассоциации. На официальном сайте даны подробные инструкции.
В метро музыкант может играть на одной из 24 точек не более двух часов в день, в неделю — максимум четырнадцать часов. На одной точке нельзя играть чаще, чем два раза в неделю. Запрещено использовать перкуссию, а мощность усилителей не должна превышать 20 Вт. В коллективе может быть до трёх участников, а репертуар обязательно должен быть разнообразным.
Музыканты, играющие на улицах, подчиняются похожим правилам. Правда, для некоторых территорий есть дополнительное постановление, которое вовсе запрещает использовать усилители и перкуссии, выступать на улицах менее 7 метров в ширину и играть более часа. Кроме того, есть территории, где выступать разрешено только с 18 до 20 часов по субботам и с 12 до 14 часов по воскресеньям.
Уличный музыкант не может выступать перед школами, больницами или резиденциями. Зрителя нельзя принуждать — любые деньги должны даваться добровольно. Ассоциация предупреждает, что если поступает жалоба (пожаловаться может любой), может вмешаться полиция. Также в случае несоблюдения правил музыкант может быть оштрафован или его инструменты могут быть конфискованы.
Естественный отбор
Однако будущему уличному музыканту нельзя забывать, что с недавних пор стать членом Ассоциации уличных музыкантов непросто (и дело не в деньгах: членство абсолютно бесплатное).
В начале 2012 года Метрополитен Барселоны и AMUC с помощью жюри, состоящего из профессоров Музыкальной школы I.J.P.C. организовали тест для оценки музыкантов, которые хотели бы выступать в метро.
На кастинге каждый зарегистрированный музыкант должен был сыграть три произведения, случайно выбранных из 15–20 песен своего репертуара. Если оценка будет положительной, музыкант получает удостоверение члена AMUC и может участвовать в проектах Ассоциации. Удостоверение действительно, пока музыкант соблюдает правила проекта. Считается, что цель такого отбора — обеспечение качества музыки в метро Барселоны.
Практический опыт
Реальность же несколько расходится с утопией AMUC. Частенько в уличных ресторанах, в вагонах метро (в которых выступать запрещено) играют не профессионалы и, в основном, иммигранты, которые никогда не вступали в Ассоциацию: не все знают о ней, да и зарабатывать AMUC не помогает. В репертуаре у них всего несколько композиций, и чаще всего это народные песни или известные мелодии.
В метро музыкантов можно увидеть достаточно часто. В вагон заходит скрипач, несколько минут играет что-то сложное и красивое, обходит пассажиров с кошельком (именно кошельком, а не шляпой), после чего перемещается в следующий. Почти никто не подает: утром в метро в основном местные, которые привыкли к переходящим из вагона в вагон музыкантам.
Больше всего артистов играет в переходах между линиями метро. В Барселоне 11 линий метро и довольно много подземных вокзалов, переходы среди них часто сделаны в виде тоннелей, и мест для игры более чем достаточно. Судя по аппаратуре (используют даже микрофоны со стойками), это члены Ассоциации.
На улицах Барселоны тоже играют в большинстве своём члены AMUC: полицейских в городе достаточно много, а рисковать никому не хочется. Многие артисты обосновались в туристических местах. Около Sagrada Familia мы встретили флейтиста. В парке Гуэля — целую череду музыкантов: по мере поднятия на гору звучали разные инструменты. Все выступающие продавали свои диски, которые, правда, никто из туристов покупать не спешил.
У театра-музея Сальвадора Дали в небольшом городе Фигерес был замечен дуэт гитаристов, исполняющих известные песни. Например, «I Will Survive» — гимн гей-культуры, столицей которой является Барселона. А вечером на горе Монжуик, где на сооружении типа мини-трибуны обосновались туристы с вином и местная молодёжь с пивом, гитарист AMUC давал концерт. Правда, слушать мешали снующие туда-сюда многочисленные продавцы напитков.
В итоге оказалось, что жизнь уличных музыкантов Барселоны, несмотря на отборы, количество правил и небольшой заработок, богаче и разнообразнее, чем во многих странах. И не так важно для туриста-слушателя — профессионал AMUC перед ним, или же иммигрант, зарабатывающий народными песнями себе на жизнь. Их музыка разная, и это соединение профессионализма и самобытности и делает звучание Барселоны столь необычным.
Классный материал!
Довелось этим летом побывать в этом сказочном городе, особенно понравилась испанская гитара ночью в готическом квартале.
а мне очень понравилась игра скрипача по имени Illias…