Алеся Островская: «Ребята, что и для кого мы поём?»

Ultra-Music представляет новую рубрику «По волнам». Ёе герои — музыкальные редакторы радиостанций страны. И первым нашим гостем стала Алеся Oстровская («Радио Би-Эй»), с которой мы поговорили о субъективности редакторов, хорошей, плохой и белорусской музыке и Брюсе Уиллисе.

Алеся Островская («Радио Би-Эй»)

— В обывательском представлении основная задача музыкального редактора — это решать, что будет или не будет звучать в эфире. Так ли это?

По сути, так. Как ни крути, есть такое понятие, как субъективная точка зрения и её никто не отменял. Поэтому в профессии редактора я только тем и занимаюсь, что постоянно разгребаюсь с ситуацией «нравится — не нравится, но нужно». К примеру, я люблю рок во всех его проявлениях, но сейчас работаю на попсовом радио, и с этим нужно считаться. Вкус — это вкус, а работа — это работа. И если кто-нибудь из музыкальных редакторов скажет, что субъективность его не беспокоит — не верь…

— А как ты вообще стала музыкальным редактором?

На самом деле, шла-шла и пришла (смеётся).

— Тогда задам вопрос по-другому: почему именно радио?

Однажды мои родители сказали, мол, вот, Алеся, вырастешь и станешь диктором на телевидении. Но я ответила, что пойду только на радио. Этого я не помню — через много лет мне рассказали об этом случае родители, когда с удивлением обнаружили меня на радио. Когда мне представился шанс попасть на радио, я его с удовольствием использовала. Знаешь, что человек испытывает, когда исполняется его самая заветная мечта? Вот!

Алеся Островская («Радио Би-Эй»)

— Давай сейчас перенесёмся на год раньше твоего прихода на радио, а именно в 2005 год, когда появился закон о 75% белорусской музыки в эфире. Он наделал много шума, так как и редакторы, и простые слушатели жаловались, что слушать просто нечего. Изменилась ли эта ситуация сейчас?

С тех пор музыка стала делиться на три категории: музыка хорошая, плохая и музыка белорусских исполнителей. В принципе, местами есть, что ставить, но такого материала катастрофически мало. Я бы посоветовала нашим артистам посмотреть и послушать какие-нибудь небелорусские музыкальные каналы и радиостанции, а потом спросить у самих себя: ребята, что и для кого мы поём?

— И что же больше всего заказывают слушатели: нашу музыку или зарубежную?

Зарубежную, конечно.

— То есть оставшиеся 25% востребованы больше?

Получается, что так. Бывает, что просят поставить что-то из белорусского творчества, но такие случаи — это редкость.

— Неужели у нас совсем нет ничего достойного?

Ну почему же, конечно есть!

Алеся Островская («Радио Би-Эй»)

— ОК, тогда выдели твой личный топ три белорусских исполнителей.

Ну если мой ТОП, тогда Rouble Zone на первом месте. Пожалуй, на втором будет группа «Спасение». А третье место могут разделить музыканты, которые поют примерно в одном стиле: No Comment Band (у них хороший свежий сингл),  Litesound, J:морс, «БЕЗ БИЛЕТА»… У Петра Елфимова потрясающий голос — его отмечу.

— А как ты думаешь, применимо ли понятие шоу-бизнеса к белорусской сцене?

У меня такое ощущение, что это нужно спрашивать у самого белорусского шоу-бизнеса! Пусть они сами решают — кто они. Почему это должен делать музыкальный редактор «Радио Би-Эй»?

— Например, в сравнении с российским шоу-бизом?

А что такое российский шоу-бизнес и есть ли он вообще? В какой степени элементы классического шоу-биза у нас же присутствуют — у нас есть продюсерские центры, и сами продюсеры, и музыканты, которые что-то поют, дают какие-то концерты, получают какие-то гонорары, собирают каких-то фанатов. Бизнес у нас на этом точно делают, а вот шоу…

— В общем, нашим ещё работать и работать…

По-любому! Не работать, а вкалывать по 50 часов в сутки! Если сказать человеку, что он уже всего достиг, то что с него взять как с артиста?

Алеся Островская («Радио Би-Эй»)

— А как ты относишься к стремлению любой публичной персоны, будь то спортсмен или врач, записать свой альбом?

Если есть данные, то почему нет. Можешь — вперёд. К примеру, Брюс Уиллис, у которого тоже есть своя группа (The Accelerator — прим. UM), которая записала несколько альбомов. Это неформатная музыка, но её здорово иметь в домашней коллекции. Хью Лори (актёр, в данный момент знаменит ролью доктора Хауса в одноимённом сериале — прим. UM) тоже играет в своей группе («Band From TV» — прим. UM) и поёт потрясающие песни. Поэтому если получается, то надо дерзать. А если просто для публичности… то не мучайте музыкальных редакторов, ребята, — они ранимые люди.

— Ты уже упомянула, что любишь рок во всех его проявлениях. А какие именно группы?

О, их много… Сразу могу сказать, что я человек многовекторный… Очень люблю Nickelback, Daughtry… Если брать что-то из старого, то мне без дядюшки Оззи — никак, хотя раньше я его терпеть не могла. Это та музыка, к которой нужно прийти. А о Queen и Крисе Ри, наверное и говорить не имеет смысла — кто ж их не любит?

— Если представить идеальную радиостанцию твоей мечты, какой бы она была?

Идеальных радиостанций не бывает. Но моя была бы рок-станцией! С хорошей, качественной музыкой и оригинальными программами, без диджеев, которые своими шаловливыми ручками всё время пытаются впихнуть в эфир что-то немузыкальное… А вообще — для каждого слушателя — своё радио. Мне нравится андеграунд, а кто-то скажет, что любит рэп — и всё тут! Главное, чтобы музыка была настоящей, и  было её побольше.

Автор: / Ultra-Music

Фото: Алеся Серада

Группы:

Комментарии: 40
  • trugenik sela:

    Пора уже Алесе начинать интересоваться белорусской музыкой, хотя бы как профессионалу. Иногда приходится слушать БиЭй и там можно услышать такой низкосортный трэшевый бел поп начала 2000-х , что начинаешь сомневаться в адекватности тамошних музыкальных редакторов. После закрытия авторадио, о функции радио в аудиоустройствах можно забыть.

    • а может, это все-таки нашим музыкантам пора делать что-то действительно форматное,а не петь одинаковые стандартные песенки? Алеся показывала мне диски, которые приходят ей с просьбой взять в эфир. от комментариев по этому поводу воздержусь. плюс всегда можно связаться с редактором и высказать свои пожелания по поводу того, что Вы хотите услышать в эфире.

      • trugenik sela:

        Вам дам тот же совет, что и Алесе. Кстати, БиЭй — еще не самый плохой экземпляр.

      • Вячеслав Радионов:

        Они сами себя загнали в формат низкокачественной попсы (ключевая фраза всех и вся в Беларуси — «ну, вы же понимаете»). Роптать после этого, мол, приносят всякую гадость им должно быть стыдно.

        В Беларуси десятки и сотни классных групп, которые не попадают в их этот выдуманный формат. Посмотреть хотя бы наш чарт можно (а это капля в море!), где всегда есть и хороший рок, и неплохая поп-музыка…

        • ну так а что мешает этим десяткам групп пробиваться на радио? те же No comment записались и звучать себе на том же Би Эй в свое удовольствие.

          • Вячеслав Радионов:

            Вообще-то радиостанциям надо беспокоиться за качество эфира. Те, кто делает хорошую музыку и кто её слушает, радио вообще не включает. После введения 75% количество слушателей у них катастрофически падает, рекламные бюджеты уменьшаются и т.п.
            Ну, принесёт группа, например, «Да!Бл…» свой диск на радио. А там скажут: а у вас неформат, да вы и вообще по-белорусски поёте. Ну, вы же понимаете!

          • Zap:

            если группы не будут носить устаревшие в прошллом веке цд-эрки, то радио вообще ничего крутить не будет?) смешно.
            сейчас чтобы не знать о хорошей белорусской музыке нужно от нее целенаправленно прятаться.

        • trugenik sela:

          Слава, полностью согласен. Столько возможностей нарыть толкового материала для эфира. Ничего не надо искать, всё уже на блюдечке с долбанно

  • Андрей:

    Так, ребята, давайте я вам быстренько объясню несколько простых вещей.

    1. Радио у нас существует не совсем для того, чтобы его слушали.
    2. Радио у нас существует не совсем для того, чтобы там ставить музыку
    3. Радио, даже при тотальных 75% ориентируется на массу — 75% белорусов, если хотите. В это количество в основном входят люди из регионов, для которых что No Comment band, что Young blood band — одно и то же. И это даже не вина людей, а отсутствия музыкальной культуры, которая вырабатывалась у нас без малого 70 лет, в СССР. Это у нас на генетическом уровне, если хотите (всегда были люди, котоыре слушали хорошую музыку, но большинству все равно больше импонировала Ротару). 90-е годы внесли в нашу жизнь еще один пласт «культуры» — шансон, которым до сих пор убивается процентов 40. Поэтому экспериментальная музыка, андерграунд у нас пока не имеет никаких шансов стать коньюктурой и естесственным явлением в СМИ. Могут добиться успеха, собирать залы (или заДы — кому как), но плотнячком на радио и ТВ вряд ли в ближайшем будущем кто-то сможет попасть. Просто потому, что спрос на них будет только у маленького количества людей, а объяснять зрителю, что такое хорошо, а что такое плохо — этим никто нехочет заниматься, мыторно.
    4. Как бы грустно от этого не было, но самый главный показатель у нас — это «Славянский базар». Уберем все политические и экономические моменты, и посмотрим на то, что на сцене и в зале. А увидим то, что на сцене как были «Звезды шансона» так и остались, а в залах — аншлаги, и билетов нет даже у перекупщиков. И главным фестивалем лета становится не Битлз-фест (хотя бы), а именно «Славянский базар».
    5. А вот о чем думают наши звезды, певцы и певицы я действительно не понимаю. Я понимаю, когда человек пишет песню, она плохая, пишет вторую, она плохая, пишет третью, не получается, и он ПЕРЕСТАЕТ ЭТИМ ЗАНИМАТЬСЯ, ПОТОМУ ЧТО НЕ УМЕЕТ ПИСАТЬ ПЕСНИ!!!! В нашей стране это почему-то не работает… Хорошая песня — она и в Африке хорошая песня. Давайте вспомним, как качают песни Венеры — ну вот первое, что в голову пришло. И пусть она не айс со своим поведением и самомнением, но песню ей ОДНУ написали отличную — разве нет? А вот теперь вопрос — почему бы не продолжать в том же духе, а не скатыватсья до Ай Лав Беларус?

    Так что, пожалуйста, ребята, не надо гнать на радиостанции. Сейчас всем СМИ тяжело, а про радио могу много баек рассказать при личной встрече, после которых вы начнете немного врубаться в то, что происходит. ПОЖАЛУЙСТА! Не судите радиостанции — если бы они могли, то жили бы так. как считают нужным и всем было бы хорошо.

    • аплодирую стоя.

    • Вячеслав Радионов:

      Ну, вы же понимаете!

    • Zap:

      «самый главный показатель у нас – это «Славянский базар»»

      лолшто

    • ну расскажите, расскажите. Белорусское радио — унылейшее из говн, подпитываемое местечковым кавееном и совершенно не заинтересованное в чем бы то ни было, кроме вялого рекламного бабла, которого с каждым годом становится все меньше. свистелки и перделки с вялым оправданием в виде 75%. а говорильный контент сводится к чистому чтению интернетов.

      • Андрей:

        Скажите, а чем отличается работа на радио от выпиливания гаек на заводе? Есть план, есть схема работы. К тому же, зарплаты в журналистике у нас гораздо ниже, чем на предприятиях — в частности и потому, что рекламодатель на радио не идет (почему он не идет — см. выше).

        О каком оригинальном контенте может идти речь? Ultra-music только и спасает)

    • А вось скажыце, як у такіх няпростых умовах (гыгы) «Радыё Менск», напрыклад, здольнае рабіць больш-менш якасны (нават больш, чым менш) прадукт?
      і няма ў іх 75 % лайна беларускіх «выканаўцаў», і музыка ставіцца очань дажа нічаво (а па начох — дык увогуле рай для металхэдаў), і беларускамоўныя выканаўцы гучаць у этэры, і — вой-вой — Цоя «Перемен» літаральна заўчора круцілі.
      скажыце, што яны робяць ня так? ;)

      • Андрей:

        А что тут можно ответить? Молодцы! Только поймите, что и у Минска есть проблемы, которых вы просто можете не знать. Плюс ко всему, вы не можете слушать одну станцию на протяжении всего дня — скорее всего, вы включаете приемник минут на 30 в день, причем в прайм-тайм, когда любая станция старается ставить более-менее сносную музыку. А по ночам — хоть трава не расти, на это время 75% не распространаются. Сейчас действует немного иная система работы…

        • Хутчэй за ўсё вы ня ведаеце, колькі я слухаю радыёстанцыі) Праца ў мяне такая, што рэгулярна на працягу дня я ў машыне. а там з забаваў — толькі радыё)))
          і яны сапраўды малайцы. увесь дзень з 8 да 18 іх музычны этэр прыемна слухаць, жаданьне зьмяніць станцыю ўзьнікае вееееееееееееельмі рэдка.
          ноч не ноч, але іншыя менскія станцыі побач не стаяць са сваімі плэйлістамі, бо й сярод ночы могуць упіхнуць якую-небудзь алесю з песьняю «цыцы мае, цыцы» :(

      • Вячеслав Радионов:

        Можа таму што там ёсьць зацікаўленыя журналісты-меламаны? :)

    • ал:

      шкада за вашу генэтыку

  • По-моему, обычный случай, когда музыкальным редактором на радио работает человек с без особого музыкального вкуса и интереса :( Алеся, а вы ходите на концерты? Знаете каких-то музыкантов лично? Есть кто-то, с кем Вы можете посоветоваться как с музыкальным экспертом?
    Вообще, радио и музыка для меня несовместимые вещи. Радио нельзя слушать ради музыки у нас в стране.

    • Voj:

      Сложно не согласиться. Тут видно, что человеку абсолютно неинтересна музыка. Если Litesound и Nickelback — эталоны качества музыки.

      • Chorny:

        от рассуждения странные у вас у всех)))) вы ж оглянитесь вокруг) в Минске жизнь не заканчивается.) есть еще регионы, которые для большинства участников этой дискуссии — терра инкогнита) а знаете, что там котируется? вот именно та гнилая попса, которую крутят наши радиостанции) тот же шансончик, выстроенный на трех аккордах, там идет на ура) послушайте любую программу поздравлений))) что заказывает ативная аудитория станций, а? чтобы привить хоть какой-то музыкальный вкус слушателю, радиостанция изначально должна ставить в эфир не то, чего требует аудитория) это убытки… на это никто не пойдет))) получаеццо замкнутый круг) а девочку Алесю обвинять во всех смертных грехах не нужно) как говорится, кому-то нравится арбуз, а кому-то свиной хрящик;))

      • Андрей:

        Да, от личности музреда много чего зависит… Но не все.

      • Sevin:

        Господа, не создавайте еще один форум в «национальных традициях», где главное оскорбить человека, никого не слушать и показать только свое невоспитанное Я. Большинство ваших комментов не имеет никакого отношения к тому, что спрашивал журналист и что отвечал музыкальный редактор. Не нужно передергивать ответы, пенять генетикой и чмурить чужой вкус. Речь идет о создании форматного радио, в пределы которого большинство «гениального» музыкального хлама как наших рокеров, так и попсовиков не укладывается. Речь идет о том, что не хочет наш шоу-бизнес сам бороться за свое качество, а скидывает эту проблему на радиостанции. При этом радио загибается последние годы, а наши звезды либо бухают в кабаках и льют слезы о том, какие все суки, потому что не ценят, либо катаются на Лексусах и гадят на «Славянских базарах». Не берут тебя в ротацию — ищи причины в том, что ты делаешь, а не в том хороший ли вкус у девочки Алеси. Вкус тут ни при чем — есть законы радиовещания, особенно коммерческого радиовещания. Не учите врачей лечить, а летчиков летать — каждый занимается своим делом. БиЭй — это Hot AC по формату (почитайте классификацию станции в списке радиостанций). И она исходит из тех законов, которые должны быть в HotAC. И музред себя обязан вести адекватно формату — это закон и должностная инструкция. Это интервью, как я понял, делалось для того, чтобы просто познакомиться с людьми, которые наполняют радиоэфир музыкой разных направлений, а не для того, чтобы вы умничали насчет вкуса, интеллекта и генетики музредов. Не убивайте проект на корню, иначе больше никто не захочет здесь появляться. Кому положено петь — пусть поет, кому ставить музыку — будет ставить музыку, а навкус и цвет — человек человеку волк. Спасибо за внимание.

        • Вячеслав Радионов:

          Никто Алесю тут не пробовал оскорбить. Речь шла лишь о проблемах белорусского радио. Она лишь заложник системы, каким словом не назови формат радиостанции.

          • Хотелось бы поблагодарить за новую рубрику «По волнам». Думается у неё будет масса поклонников. Отдельное спасибо Би-Эй в том,что разглядели качественный поп-рок нашей группы («Без Паники»). В апреле муз. редактором был другой человек,который принял все (3) предложенные нами композиции. Ну а вам Вячеслав желаю объективнее смотреть на вещи. Мир не стоит на одних лишь альтернативщиках.

      • Sevin:

        Прикольный коммент)). Может я тупой — но я так и не увидел, где тут в интервью человеку «не интересна музыка». Кто ты, чудик? Я тоже люблю Nickelback. Мне теперь че — застрелиться, потому что какой-то Voj считает, что это плохо? А что слушает наш продвинутый Voj? Чайковский, Рахманинов, Вагнер, Пако ле Лусия, Херби Хэнкок? Странный ты, чесслово… Береги себя…))

  • ill:

    Интервью получилось интересно. Но несколько поверхностное, что ли. Осталось впечатление: сторонам явно было что ещё и спросить, и сказать, но вот это «ну вы понимаете…».

    • Интервью действительно поверхностное.Как директор и бывший муз.ред Радио Аплюс Рок, уверена,что работа музыкального редактора — очень сложная.Тут вопрос не вкуса, а чутья.3 года выкристаллизовываешь формат, выделяешь исполнителей, поднимаешь рейтинг, а потом какая то невзрачная тема панков из Казахстана,на которую ты вообще ничего не ставил висит в хит — параде 3 недели.
      Проблема Белорусских FM в их закрытости.Какой придурок будет нести Вам диск.А если группа записала только 3 песни и хитово- форматные? Как они к Вам попадут? Из всех FM куда я посылала письма ответило только хит FM и пару украинских радиостанций ( честь им и хвала).А музыканты просто не знают, хороша ли их тема или нет.Потому что всем впадлу послушать чужое творчество(почти всем).
      2е после оценки номинантов последний премии Попова могу сказать что радио — это фон.Смысловая нагрузка минимальна.Как в музыке, так и в эфирах.
      И 3е — у FM в Беларуси кончились идеи, как у Голливуда.Какие новые голоса Вы услышали за последние 3 года?????? Или какая новая FM станция у нас открылась в PБ…правильно никакая.

      • Юля,я не считаю себя придурком и носил диски. Вот только узнавать про формат-неформат приходилось самому. Ну а про то,что если выслать на почту радиостанции,то тут совсем беда. Из 5-и писем никто не ответил. Спрашивается,зачем оставлять координаты.Ну а Би-Эй пожалуй единственная радиостанция,с музыкальным редактором которого мне удалось встретиться.

      • все же вопрос новых голосов и новых радиостанций следовало бы разделить. Так как голоса появляются, и очень даже неплохие. Сошлюсь на Славу: возьмите хотя бы наш чарт и послушайте. Свежие песни, только что из студии, так сказать.

        • Chorny:

          Юленька, ммм… тут вот как раз-таки в Вашем чутье, наверное, дело))) какие письма, с чьими записями Вы им слали?

      • Sevin:

        Дорогая Юлия, вы все правильно говорите, за исключением деталей. Уточню, как бывший музыкальный редактор двух радиостанций и человек полностью разочаровавшийся в медийном пространстве нашей любимой столицы.
        1. Работа музредактора сложная, но только если вы в ней ничего не понимаете и не имеете чутья. Любая радиостанция отстраивается за две недели-месяц, в противном случае гнать нужно музыкального редактора за такую работу. Проверено — музредакторы подтвердят)). Три года — это фантастика, нам такого времени никто не даст ни в одной стране.Мы опираемся на коммерческую необходимость и необходимый уровень.
        2. Белорусские СМИ не закрыты, а забиты требованиями, и не радийщиков это вина. Уж простите нас, сирых…
        3. Диски несут. Каждый день по несколько штук — вы плохого мнения о продюсерах… Другое дело — что несут? Тут можно спорить. Продюсер, который несет явно фолковую или металёвую тему на попсовое радио — должен быть расстрелян у глухой стены из крупнокалиберного пулемета за бездарность. В Минске всего 17 радиостанций (в Киеве — около 40, в Москве — около 80-100). «Стучитесь и вам ответят» — это хорошо, только стучаться нужно в нужную дверь. Выясните, какая радиостанция транслирует что-то похожее на то, что вы собираетесь принести. Можно даже не нести, а просто созвониться и скинуть песню по электронной почте. Все уже взрослые.Но если ваша тема записана ниже стандарта тех же zaycev.net — лучше никуда не ходите… Не возьмут нигде не за бездарность, а за аборигенскую тупость. Не рисуйте на дисках дурацкие картинки, не пишите в анотации, что это уже ротируется в Алма-Ате или Украине и не злитесь на тупых минских музредов — просто дайте качество звука и докажите, что вы талантливы. В противном случае вы будете иметь честь не взятыми в эфир вместе с 2-3 тысячами групп со всего мира. В том числе и с грандами мировой музыки, которые просто не проходят по формату…
        4. Ничего личного: радио — это бизнес, и плохой товар туда не берут. Хороший на нашем безрыбье, поверьте мне, заметят сразу. Кстати, украинские радиостанции отвечают просто потому что они нашу музыку не знают. Знали бы — поставили бы в спам по умолчанию. Их музыканты экспериментируют а наши — паразитируют. У нас на это времени и нервов нет. Это бизнес, а бизнес делается на расчете, а не на эмоциях. Иначе совсем подохнем… Так что несите сразу качество и талант, и не думайте, что если не Москва, то сразу все возьмем. Не возьмем — пробивайтесь!
        5. «А музыканты просто не знают, хороша ли их тема или нет. Потому что всем впадлу послушать чужое творчество» — это я отнес к оговоркам по Фрейду. Чужое творчество слушают все, даже музыканты — они на чем-то когда-то начинали, и любить музыку начали с чего-то… Избавьте хотя бы этот форум от детских сказок.
        6. Премия Попова — это просто устаревшее развлечение для взрослых радийщиков, а ее вручения уже давно похоже на анекдот. Посмотрите на их организаторов и наших обладателей — и все станет ясно. Для того, чтобы понять, что во всем мире радио — это фон, не нужно отслушивать премии. Радио было фоном уже 10 лет назад во всем мире -это и есть его основная смысловая нагрузка! Кстати, очень важная…
        7. Новые FM-станции у нас открываться в ближайшие годы не будут. Будут закрываться. Еу вы же понимаете…
        8. И восемь! У радио Беларуси идеи не закончились — они еще не начинались. Пока не сменится политика «+75», пока не сменится 9/10 директоров радиостанций, пока… и т.д. Так вот пока мы будем кормиться идеями российского радио 90-х прошлого века и при этом считать себя эксклюзивными, бездарно жрать деньги наших рекламодателей, портить настроение слушателям, перебегать со станции на станцию и переносить один и тот же вирус непрофессионализма и бездарности (нас всего то радейщиков человек 50 в Минске) — мы будем такой же бесполезной и непродуктивной тусовкой, как и тусовка тех, кто поет и носит нам песни (их тоже около 50 в Минске). И не ждите в ближайшее время новых голосов — их некому учить… Учителя давно уехали.
        Не примите на свой счет — не хотел вас обидеть)). Просто ваш пост вызывает желание сказать вам: «Ну вы же понимаете…», что банально. А в целом — совершено разделяю вашу скорбь по очень выгодному бизнесу и очень информативному виду СМИ, который у нас торжественно похоронен под фанфары…
        P.S. Кстати, За что ж вы так Голливуд-то «опустили»? Там пока идей хватает… Как и людей. Спасибо.

  • По поводу поверхности интервью. Я буду иметь ввиду. Это была пробная статья, теперь буду учитывать ваши комментарии в дальнейшей работе. И, кстати, может, у вас есть какие-то вопросы, ответы на которые вы хотели бы прочесть в этой рубрике?

  • злобный критик:

    «Если Litesound и Nickelback – эталоны качества музыки.»-канечна еталоны, но каждай у сваей цэновой кацихорыи.Я так панемаю радива исчо рана пакупаць.Да?