Вашими молитвами

Композитор Олег Молчан, автор музыки к песне «Малітва», которую исполнял Владимир Мулявин, дал отказ на исполнение произведения группой Naka для проекта «Re:Песьняры». По словам Олега Владимировича, группа исказила художественный замысел, который он вкладывал в композицию.

Олег Молчан

Сам композитор в интервью сайту «Хартия’97» отметил, что «никто никуда эту песню не запишет. Есть очень много подводных мотивов, подтекстов, которые я в этом всем вижу».

— Понимаете, вот я как художник, который нарисовал картину: он её такой создал, он так видит. Ну, оставьте вы меня с этой картиной, ради Бога! Когда у меня просят песню на конкурсы, скажем, дети — пожалуйста, пусть поют. Поймите, есть исполнитель, которого никогда никто не переплюнет, который открыл людям эту песню, и он её донес так, что она осталась у каждого в сердце. То, что мы с Мулявиным переживали, сколько мы с ним работали, как я его чувствовал, как он меня чувствовал, сколько мы друг другу дали во время совместной работы… Не может ни Настя, ни Саша, ни Петя, ни Костя этого прочувствовать. Это как звонит мне мама и говорит, что хочет, чтобы пятилетняя девочка исполнила «Малітву». Я говорю: «Дайте вы ей „В лесу родилась ёлочка“, а не „Малітву“!» Вот камерный хор или группа артистов, скажем, закрывать какой-то концерт — пожалуйста! Этой песне нужна массовость, — говорит композитор.

— Моя версия песни в первую очередь выводит молитву из исповедального, личностного посыла на уровень молитвы страны, народа, — рассказывает лидер группы Naka Анастасия Шпаковская. — Это желание сильных духом людей победить и спастись. Это непобедимое желание свободы, которое я услышала в стихах Купалы. Это непобедимая сила человеческого духа, которой я прониклась в исполнении Мулявина. Эта песня для меня не интерпретация «художественного смысла», это рефлексия человека, который молится в своей жизни. «Малітва» — одна из любимых моих песен у «Песняров», и идея с этим проектом в нашей жизни появилась очень гармонично. Мы сейчас целиком погружены в подготовку к юбилейному концерту группы (23 октября — прим. Ultra-Music). За десять лет у группы накопилось много белорусских песен, которые можно было бы собрать в отдельную компиляцию, о чём нас часто спрашивают. И эта песня могла стать красивым последним кирпичиком, но теперь трудно сказать, как получится.

Координатор проекта «Re: Песьняры» Сергей Будкин в своём официальном комментарии подчеркнул, что уважает позицию Олега Молчана, но до последнего будет надеяться, что композитор всё же даст разрешение на исполнение группой Naka «Малітвы».

— Отношение у Олега Молчана к своим произведениям сверхтрепетное. Он сам хочет определять, кому их исполнять, и лично участвовать в процессе записи. Поэтому запрещает (случай с Naka далеко не первый) их петь тем, кто хочет это сделать по собственной инициативе, не для того, чтобы стать на одну ступень с исполнителем оригинала или приблизиться к нему, а чтобы отдать дань уважения за сделанное и вложить произведение в свой контекст. Мы уже говорили, что в проект «Re:Песьняры» пригласили тех артистов, которые способны не только талантливо исполнить, но и добавить своё веское слово в эту «малітву за родны народ беларускі», — отметил Сергей Будкин.

Действительно, это далеко не первый случай, когда Олег Молчан запрещает музыкантам исполнять песню «Малітва». Раньше с подобной проблемой столкнулся Пётр Елфимов. Правда, постфактум. В своём заявлении в НЦИС Олег Молчан отметил, что на фестивале белорусской песни и поэзии в Молодечно Елфимов исполнил «Молитву» без предварительного согласования и без указания авторства. Однако сам музыкант говорит, что песню его попросили исполнить представители Министерства культуры.

— Произведение «Малітва» меня уговорило исполнить Министерство культуры Республики Беларусь специально на фестивале Национальной песни и поэзии (Национальноv фестивале белорусской песни и поэзии — прим. Ultra-Music). На вопрос по поводу разрешения исполнения данного произведения на тот момент первый заместитель министра Владимир Михайлович Карачевский ответил, что «Малітва» давным-давно выкуплена у композитора Олега Молчана и это не мой вопрос. Все прекрасно знают, что я в основном исполняю свои собственные произведения и крайне редко использую в своём репертуаре произведения других авторов. Я очень щепетилен в этом вопросе. Контактов с данным композитором не имею. Данное произведения было мною исполнено один раз на вышеуказанном фестивале, должен заметить, что на этом фестивале находился и композитор, который ни словом не обмолвился о том, что он против моего исполнения. А через год абсолютно случайно я узнал, что данный автор официально и документально запретил мне исполнять «Малітву». Обычно композиторы мне звонят и благодарят за исполнение их произведений. Поведение данного автора даже не хочу объяснять, — говорит Пётр Елфимов.

По его мнению, последняя версия композиции была не совсем удачной, а в старые произведения нужно вносить свежее дыхание, чтобы дать им новую жизнь.

— Жизнь произведения зависит во многом от исполнителя. Вечная память Владимиру Георгиевичу Мулявину! Если композитор держит свои произведения на полке, значит это мёртвый композитор. Например, мои произведения исполняют в Беларуси, России, и я счастлив, — отметил Елфимов.

Позицию Петра разделяет и группа Naka. По словам музыкантов, данная ситуация говорит о нереализованных амбициях композитора.

— Я понимаю, что реализованные и востребованные люди не будут заниматься «чернухой». Мы принесли цветы к памятнику, а нам говорят: «Вы знаете, у вас букет не того цвета. И вот на эту плиточку не кладите», — сказала Анастасия Шпаковская.

Сам Олег Владимирович отказался отвечать на вопросы корреспондента Ultra-Music, назвав их некорректными. А жена композитора певица Ирина Видова попросила перестать беспокоить её и мужа звонками и сообщениями. Ultra-Music публикует вопросы, которые так и остались без ответа.

  1. Были ли вы до ситуации со сборником «Re:Песьняры» знакомы с творчеством группы Naka? Как вы его оцениваете сейчас?
  2. По какой причине вы отказали группе Naka в издании собственной версии «Малітвы»? В чём заключается искажение авторского замысла?
  3. Какую художественную ценность вы вкладывали в «Малітву»? Имеет ли художественную ценность версия песни в исполнении группы Naka? Если имеет, то какую?
  4. Связано ли ваше решение с запретом на использование «Малітвы» с негативной критикой в адрес певицы Ирины Видовой со стороны музыкальных критиков проекта experty.by, в состав которого входит один из авторов сборника «Re:Песьняры»?
  5. Как вы в целом относитесь к идее издания сборника «Re:Песьняры»? Кто из молодых белорусских музыкантов, на ваш взгляд, достоин того, чтобы исполнять «Малітву»?
  6. Как вы относитесь к идее кавер-версий известных песен? Считаете ли вы, что авторская версия чужой песни должна соответствовать ценностям автора песни? Насколько вообще кавер-версия может отличаться от оригинала?
  7. Считаете ли вы, что точно передали в музыке к «Малітве» ту художественную ценность, которую вкладывал в свое произведение Янка Купала?
  8. Сколько раз вы отказывали в исполнении «Малітвы» музыкантам? Доходило ли до судебных разбирательств?
  9. Считаете ли вы «Малітву» главной написанной вами песней?

Автор: / Ultra-Music

Группы: , ,

Темы:

Комментарии: 15
  • pepsichka:

    Интересно, если на это стихотворение написать вообще другую музыку (я дилетант, но мало ли, такое возможно), то какие могут быть претензии? Ведь не может же господин Молчан монополизировать текст Янки Купалы

    • Папа Лили:

      Капитан Очевидность рапортует, что с другой музыкой это будет уже не песня «Песняров», а тут речь идёт об их трибьюте =)

    • vovansystems:

      белорусский копирайт это нечто довольно своеобразное, потому нужно определиться в контексте, в котором рассматривается вопрос. в большинстве случаев — у нас вообще всё можно, если платить три копейки в фонд. что касается производных произведений (т.н. диревативов), то надо посмотреть как это у нас регулируется, никогда не было интересно.

      в мировой практике, насколько мне известно, другая аранжировка — будет считаться производным произведением. а вот написать другую музыку на слова, копирайт на которые истёк и текст находится в паблик домэйн — можно и законно. интересное начинается тогда, когда эксперта спрашивают достаточна ли мелодия нова :)

      но в любом случае, такие истории дают острое понимание того, что интеллектуальная собственность — оксюморон, потому что собственностью может является нечто, что обладает свойством редкости, а от того, что кто-то исполняет мелодию, она не пропадает у автора. очень рекоммендую Стефана Кинселлу «Против интеллектуальной собственности». потому что сегодня мы будем продолжать иметь YouTube, который удаляет ролики, где поют «Happy Birthday»

      • pepsichka:

        Спасибо за ответ.
        В этом плане как раз вспоминаются слова Стаса из недавнего интервью The Toobes: «Ты не можешь запретить писать песню, как не можешь запретить сходить в туалет. Возможно, эту песню не возьмут на радио, возможно, я не смогу её сыграть на концерте. Но искусство уже случилось.»
        Т.е., по-идее, ничего не мешает группе Naka перепевать и переосмысливать песню в творческом порыве и из любви к искусству, но вот уже в трибьют, к сожалению, она не попадёт.

      • Интеллектуальная собственность — вполне реальное явление, которое защищено законом. Собственностью произведение считается, к примеру, потому, что любое ее использование возможно только на условиях, принимаемых автором.

        • vovansystems:

          Интеллектуальная собственность — вполне реальное явление, которое защищено законом

          да, в современно мире, в большинстве стран это так. но стоит учитывать различия между законом и правом. в истории человечества неоднократно бывали и сейчас существуют законы, которые противоречат концепции права принятой в этом обществе. или законы которые противоречат другим законам в этой самой стране. в Беларуси, например, ещё совсем недавно требовалось обратиться за разрешением на выезд из страны (в виде штампа в паспорт) в паспортный стол, хотя основной закон Республики Беларусь (Конституция) рассказывает нам о недопустимости ограничения свободы передвижения граждан. Или чуть ниже я приведу другой замечательный закон:

          «Закон о защите немецкой крови и немецкой чести»

          «Побуждаемые сознанием того, что чистота немецкой крови является залогом существования
          немецкого народа, а также непоколебимой решимостью гарантировать существование немецкой
          нации во все времена, рейхстаг единодушно принял публикуемые ниже законы»

          • 1.1 Браки между евреями и государственными подданными немецкой или родственной крови запрещены. Заключенные вопреки этому закону браки не имеют юридической силы, даже если они оформлены в обход этого закона за пределами Германии.
          • 1.2 Процедура аннулирования такого брака может быть осуществлена только государственным прокурором.
          • 2. Половая связь между евреями и государственными подданными немецкой или родственной крови запрещена.
          • 3. Евреям запрещается нанимать на работу у себя в дом женщин — государственных подданных немецкой или родственной крови, не достигших 45 лет.
          • 4.1 Евреям запрещено вывешивать флаг Рейха как национальный флаг, а также использовать цвета Рейха для иных целей.
          • 4.2 Евреям разрешено ношение одежды еврейских цветов. Это право охраняется государством.
          • 5.1 Всякий, кто нарушит запрет, установленный в п.1, будет наказан тюремным заключением в один год и принудительными работами.
          • 5.2. Лицо мужского пола, нарушившее запрет, установленный в п.2, будет наказан тюремным заключением без принудительных работ.
          • 5.3. Всякий, кто нарушит указания 3 и 4, будет наказан тюремным заключением сроком до одного года и штрафом или одной из этих мер наказания.

          Я хочу подчеркнуть, что концепция интеллектуальной собственности в том виде, в котором она существует сейчас, обладает весьма серьёзными недостатками — почитайте, не полнитесь, работу по ссылке в моём комментарии выше — там очень хорошо систематизированы и виды интеллектуальной собственности, и подходы к управлению ею и обозначены недостатки этих подходов.

          А затронутая в статье проблематика интересно освещается в книге Дж. Д. Ласика «Даркнет. Война Голливуда против цифровой революции» (несмотря на громкое название, там именно про проблематику деривативов и использование произведений)

  • Грустно все это

  • А я считаю, что автор музыки вправе высказывать и выдавать претензии, особенно учитываю то, что песня трепетная и символичная. Считаю, что нереально будет вложить в композицию тот образ, что вложил Владимир Мулявин. Это тот шедевр, который можно слушать лишь в оригинале.(имхо) Чему к сожалению новая редакция Олега Молчана абсолютно не соответствует.

    • VM:

      Пра неадпаведнасць цалкам НЯ згодны з вамі, бо новая рэдакцыя твора гранічна адпавядае арыгіналу, хоць ня ўсіх артыстаў, што ўдзельнічалі ў рэалізацыі, я аднолькава паважаю. Мулявін бы сказаў дзякуй, адназначна. А вось на выбрык Молчана ці не агрызнуўся б. Спадар Алег, ну няхай выдаюць новы варыянт, вам жа будзе потым падстава даць тысячу інтэрв’ю, як вам тое не падабаецца. Ці вы хочаце быць забытым пры жыцьці?

  • Ананім Ананьераў:

    Праблема, здаецца, ня новая: у 2004 годзе фірма «West Records» адмовілася быць выдаўцом альбома «Танкі» гурта «Neiro Dubel» з-за пратэсту сваякоў Аркадзя Куляшова якраз з прычыны таго, што «группа исказила художественный замысел, который поэт вкладывал в произведение» (песьня «Камсамольскі білет»). Альбом выдаў лэйбл «Master Reckrds», тыраж імпэтна разышоўся і ніхто ні з кім не судзіўся. Чаму? Бо наклад 1000 асобнікаў не падсудная справа. А жаданьне гуляць у сур’ёзны шоўбіз у акупаванай краіне, дзе беларускі голас нават па радыё не гучыць, акурат і прыводзіць да такіх казусаў. На месцы выдаўцоў я б насуперак лёсу выдаў так, як задумана, бо гэта ніяк не парушае аўтарскіх правоў, а фіксуе культурны прэцэдэнт, які ўжо адбыўся. Каб вы ведалі колькі спрабавалі падаіць розныя Лучанкі/Пранчакі аднаго самаадданага беларускага прад’юсара, але скончылася нічым. Канчайце даіць мёртвых кароў, ніякай карысьці для здароўя.

  • А я б таким композиторам строжайше запретил бы выдавать паспорта. Вот так глянул бы раз в лицо и моментально отказал бы.

  • а не заданные вопросы-то такие уже тролльные…

  • Злобный критик:

    в данном контэксте папа прав:взял «текст» и забацал музло. Песня есть.Наська-зараза другой «текст» на теже ноты. Песня другая.Вопрос- кто их больше песняров ку..(кю).???(с)

  • Ну не разрешил Олег Владимирович. Разве он кому-то что-то должен?