Если бы существовал белорусский национальный праздник, посвящённый проводам лета, наверное, он бы был очень похож на фестиваль «Камяніца». Тёплой субботой 3 сентября эти самые почти-проводы и состоялись.
День оказался концентрацией позитива: началось всё с поездки в пригородном 203 автобусе, буквально набитым молодёжью, жаждущей выгулять себя на природе, продолжилось дефилирующей по пыльной дороге Музея народной архитектуры и быта счастливой невестой в ярко-красных резиновых сапогах, а также всем тем, что было на самом фестивале: национальными играми, песнями и плясками, и, конечно, главным — концертом.
Главным гостем фестиваля стал лидер группы «Воплі Відоплясова» Олег Скрипка. Незадолго до своего выступления он рассказал о своей программе, творческих планах и множестве ипостасей.
— Свою дискотеку я назвал «Этно-диско». Я сам придумал это словосочетание. У меня много интересной музыки, которую на дискотеках не крутят и которая на этнических современных вечеринках могла бы очень хорошо звучать. И с этой программой в ипостаси ди-джея я проехался с фестивалем «Країна Мрій», и оказалось, что оно очень хорошо работает. Я и на этнических фестивалях играл, играл в Черновцах на литературном фестивале, и в этом году я буду в Коктебеле играть на джазовом фестивале. Эта программа проверена временем и людьми. Но, я думаю, лучшее место такой программы — этнический фестиваль.
— А по ощущениям Вам приятнее, комфортнее выступать живым коллективом или играть DJ-сет? — поинтересовался кто-то из журналистов.
— Это разные вещи. Единственное, может быть, если публика не дискотечная, она ждёт от меня живого выступления, а от сета несколько в недоумении. Люди ждут от меня перфомансов, фирменных жестов, а их нет: руки заняты фэйдерами. Если это клубная вечеринка, там никаких проблем не бывает… Для меня кайф в том, что тут, в отличие от концертов, где я представляю свою музыку, ремиксы на других исполнителей или что-то народное, я могу показать хорошую палитру музыки, моё мнение о том, каким должен быть музыкальный мир. То, что я играю на дискотеке — это то, что, по моему мнению, хорошо бы крутить везде: по радио, телевидению и т. д.
Особенно я рад, что я в гостях в Беларуси, потому что хорошую часть моей программы составляет белорусская музыка. Это оригинальные треки группы «Троіца», ремиксы на «Палац»… Мне нравится тенденция вплетения ди-джейской музыки в этнический фестиваль. Я думаю, это правильно. Это расширение и публики, и той музыки, к которой мы обращаемся.
Правда, бывает, что организаторы хотели бы пригласить «ВВ», но это дорого, и они приглашают меня как ди-джея, и не всегда анонсируется, что это не «ВВ». Иногда получается, что люди ждут «ВВ», а я выхожу как ди-джей, и начинаются претензии: «А что, тебе слабо спеть с баяном?» или «Почему ты под фанеру играешь?».
Для многих не осталась секретом истинная причина визита Олега Скрипки в Минск: уже ходят разговоры, что «Країну Мрій», организатором которой Скрипка является, Олег хотел бы перенести к нам. И, конечно, больше всего журналистов, как настоящих патриотов, волновал вопрос о том, можно ли надеяться, что в следующем году «Країна Мрій» будет в Беларуси.
— Мы уже надеемся и ожидаем, я очень хочу, но все всегда упирается в финансы… А просто так строить воздушные замки не имеет смысла.
Пока это просто разговоры. Иногда разговоры заканчиваются разговорами, а иногда… Если они закончились приездом, как сегодня, — это уже великолепно. А если будет возможность сделать совместный белорусско-украинский фестиваль… Хотя он и есть фактически по составу чуть ли не белорусско-украинский. Если б мы могли бы сделать его здесь, я был бы очень горд. Я бы предложил свою режиссуру, свою программу, мог бы привезти украинских артистов, воспользовался бы теми контактами, какие у меня уже есть… К слову, на «Країне Мрій» никогда не повторяется программа. Приезжают новые артисты, либо артист представляет новую программу. Ещё, думаю, было бы интересно, если бы вместе сыграли украинские и белорусские музыканты.
Кстати, белорусские артисты часто являются хэдлайнерами на «Країне Мрій». И даже не потому, что я недавно обнаружил, что у меня 25 процентов белорусской крови, просто это очень качественная музыка. И с белорусами всегда приятно и удобно работать. Тем более, мы находимся рядом.
Я и сам запел на белорусском языке. Песня «Країна Мрій» переведена на белорусский. А сейчас её ещё и на японский.
И напоследок:
— «ВВ» было 25 лет. Что вы успели, чего вам достигнуть не удалось? Как вы оцениваете творческий путь группы?
— Да, вроде, всё успели. Можно амбиции завышать максимально: рок-концерт на Луне сыграть, вывести туда сто тысяч поклонников…
Правда, тут не обойти тот феномен, что мы по происхождению из другого времени и, крути — не крути, нам надо себя адаптировать, я не скажу ломать, но быть очень гибкими — под современность. Такие коллективы, как мы, теряют динамику…
Наверное, мы очень редко выпускаем альбомы. Я об этом сожалею. Но, с другой стороны, мы много играем. Много концертов. Так как мы являемся коллективом всё-таки сценическим, а не студийным, мы встречаемся со зрителями, что нам доставляет больше удовольствия, но страдает огромная часть аудитории, у которой есть доступ только к нашим записям, а они выходят редко. Этот момент меня печалит. Я постоянно слышу вопросы: «А почему так редко выходят альбомы?».
И ещё часто слышу вопросы, которые меня тоже печалят: «Ну, а что, „ВВ“ уже нету? Ты ездишь с дискотеками…». Если люди видят сольный проект певца, то сразу возникает страх, что коллектива уже не существует. Но моя сольная деятельность меня обогащает, подпитывает сам коллектив. Возникают и новые мысли, и творческие идеи…
И остаётся надеяться, что энергии, тепла и позитива «Камяніцы» хватит на всю слякотную осень и такую долгую в наших краях зиму.
Очень было странно, что пресс-конференцию со Скрипкой поставили в одно время с выступлением «Троіцы». Журналистам фактически не дали посмотреть в живую лучшую группу страны, которая и так не очень часто выступает тут.
патамушта у нас все преференции иностранцам, как в СССР :)
Думаю, что всё-таки причина кроется в том, что Скрипка был ограничен во времени или приехал поздно. В любом случае, как-то не очень хорошо получилось.
Правда, передо мной, как перед простым зрителем в этот раз, не стояло дилеммы куда пойти :)
Так и было — либо в это время, либо без пресс-конференции.
Да, кстати. Я сама оячень расстроилась, когда пришлось уходить почти с самого начала их выступления((