Слепой ди-джей из Курасовщины Павел Руденя среди специалистов, связанных с радио, — настоящая легенда. Парень, который не видит с рождения, даже стал обладателем самой престижной премии в сфере русскоязычного радиовещания. В студии «Аплюс-радио», где нынче работает Павел, мы поговорили о преимуществах интернет-станций, судьбе белорусского радио и ненормальных фанатках.
— Ты уже около 12 лет на радио. Помнишь ли ты свой самый первый эфир?
Конечно! Это было в школе. Я подключился к школьной волне, и по зданию поплыла моя музыка. Тогда меня за это вызвали на ковёр, но все обошлось. А когда я пришёл домой, решил повторить опыт, и с перепугу назвал в эфире свой номер телефона. Я даже не помню, как так вышло, но я назвал номер — и люди стали звонить. Тогда я думал, что меня только в моем доме слышали, а оказалось, что на ближайших четырёх улицах. Так всё и началось.
— Что тогда заставило тебя продолжить свои эфиры?
Ещё в детстве, когда у меня был советский магнитофон «Электроника», я слушал белорусское радио и повторял за диктором: «У Беларусi дзесяць гадзiн пятнадцаць хвiлiн». Наверное, это уже было заложено у меня в крови.
— Ты всегда хотел заниматься радио?
Это было спонтанным решением. Просто попробовал, чтобы посмотреть, что из этой затеи выйдет. И так с 1999 года я стал создавать «Местное радио».
— Какие цели для своего радио ты ставил?
По сути, никаких. Я просто крутил музыку и разыгрывал призы. Эти самые призы я выигрывал на других радиостанциях или покупал сам. А чтобы заработать на это деньги, я играл в переходах и вагонах метро.
— На «Местном радио» ты сам себе и начальник, и ди-джей, и музыкальный редактор, и продюсер, и менеджер. Есть ли у твоего радио свой особый формат?
У меня крутятся песни разных направлений: и рок, и поп, и поп-рок, и ретро. Так что можно сказать, что определённого формата нет. У меня есть специальные программы, которые выходят по ночам. Например, «Аб тутэйшых спевах Беларуси». В ней можно услышать и рок, и фольк. Ни одно из направлений не доминирует.
— В самом начале своей карьеры на радио, как ты сам признался, ты копировал плей-листы других станций. А по какому принципу ты отбираешь музыку сейчас?
Что-то беру из интернета, что-то с дисков, которые выигрываю на радиостанциях. Либо просто покупаю в магазине mp3-диск с 250 песнями. И всё.
— То есть ты больше полагаешься на свой вкус или на моду?
И на то, и на другое. За 12 лет в эфире я научился разбираться в музыке.
— Как ты думаешь, для чего сейчас в целом существует радио?
Тяжёлый вопрос. Если брать FM-радио, то такие станции слушают в офисах и машинах или дома, если заняться нечем. Наверное, просто для фона. Вообще я думаю, что сейчас куда популярнее интернет-радио. Я не хочу сказать, что FM-станции совсем плохи, но их уже не сравнить по качеству с тем, что было лет 10 назад. 75 процентов белорусской музыки — это слишком много. 25–30 процентов вполне бы хватило. Этим и отличается интернет-радио: там нет белорусской музыки. Могут поставить одну-две хорошие песни в сутки. «Ляписов», например.
— И в этом преимущество интернет-станций?
В этом в том числе. Люди вообще сейчас куда больше именно интернет-радио слушают. К примеру, «Аплюс» соревнуется по рейтингу с российским «Love радио»: либо мы на первом месте, либо они. Так и чередуемся, хотя всё равно стараемся оставаться на высшей строчке.
— Почему тогда в Беларуси не развивается интернет-вещание?
Не знаю. Может, через пару лет таких станций и станет больше. Интернет-радио проще открыть, чем FM-аналог. Хотя я знаю, что многие стремятся именно ко второму, но сам стараюсь больше слушать первое.
— Как ты попал на «Аплюс»?
Совершенно случайно. Муж моей двоюродной сестры предложил проспонсировать открытие моего радио в сети. И я стал узнавать, каким способом это можно сделать. Мне посоветовали позвонить руководителю проекта «Аплюс радио» Дмитрию Власову, чтобы он поделился опытом. Я так и сделал. Дмитрий сказал, что если я хочу делать всё профессионально, то мне потребуются серьёзные денежные средства. А потом предложил мне просто прийти работать на его радио, так как он был обо мне уже наслышан. И я сразу согласился.
— Как думаешь, за каким радио будущее?
За интернет, конечно! Я где-то слышал, что рейтинг FM-радио упал уже раз в пять. Раньше в прямой эфир вообще невозможно было дозвониться. Сейчас, если где-то идёт какая-то игра и ди-джей приглашает принять участие, я спокойно набираю номер, слышу длинный гудок — и попадаю в эфир.
— Бурную дискуссию вызвало интервью Ultra-Music с музыкальным редактором радио «Би-Эй» Алесей Островской. Неужели действительно проблема белорусских радиостанций в самом их существовании?
Ну, я думаю, здесь большую роль сыграл именно знаменитый закон о 75%. Когда он появился, многие люди просто выключили радио. Да и сейчас можно залезть на любой сайт и скачать себе музыку.
— Может ли эта ситуация измениться, или белорусские станции уже обречены?
Я не хочу загадывать, но могу точно сказать, что на FM-радио уже нет такого спроса, как раньше.
— А у тебя самого какие планы на будущее?
Буду продолжать работать на «Аплюс». Сейчас я веду здесь своё шоу. Есть у меня ещё одна задумка, которую Дима Власов оценил. У меня есть хороший адвокат, который в своё время помог мне выиграть два дела. Так вот я хочу пригласить его в эфир, чтобы люди могли задать профессионалу интересующие их вопросы.
— Поговорим немного о тебе. Ты довольно популярная личность в СМИ. Наверное, от девчонок нет отбоя?
Была у меня одна поклонница, из-за которой я сменил пять номеров. Она так меня доставала, что мне иногда просто повеситься хотелось! Сейчас она вышла замуж, чему я несказанно рад.
— Были у тебя какие-нибудь курьёзные случаи на радио?
На «Местном» были. Я работал в эфире, когда вдруг перестал работать микрофон. И вот на словах «Бл*, микрофон не работает!» он заработал. Я себя очень виноватым чувствовал.
— Но я думаю, тебя простили.
И я так думаю.
— А если бы с радио у тебя не сложилось, ты бы продолжил заниматься музыкой или чем-то ещё?
Музыка… Я просто иногда в переходах играл. Радио — это всё-таки моя судьба, я уверен. Поэтому я бы в любом случае добился своей цели. Я без радио уже не представляю своей жизни. Это моя стихия, это моё всё.
Всегда помогаю Паше Рудене, он мой лучший Друг!